Правила составления объяснительной записки по Трудовому кодексу РФ

Объяснительная записка – это документ, указывающий на причины неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей. Необходимость его составления возникает при невыполнении поставленного руководством задания, нарушении должностных обязанностей, отсутствии на месте выполнения трудовой функции, опоздании, прогуле и т.д. Что считается прогулом по Трудовому кодексу, читайте в статье https://otdelkadrov.online/5843-ponyatie-progula-po-tk-rf-kakie-byvayut-vidy-progulov-po-uvazhitelnoi-neuvazhitelnoi-prichinam.

Иметь представление о том, как грамотно написать объяснительную записку, должен каждый сотрудник. Правильно составленный и оформленный документ позволит работодателю объективно оценить сложившуюся ситуацию, определить наличие (отсутствие) вины работника. Юридическое значение объяснительной записки заключается в возможности предпринять руководством меры для предупреждения возникновения повторной ситуации и предотвратить трудовые споры. Например, нормализовать температуру в офисе, если это приводит к снижению производительности. О нормах температуры в офисных помещениях узнайте здесь.

Форма и стиль написания

Правом требовать объяснительную записку от сотрудника наделен непосредственный руководитель. Ст. 193 ТК РФ регламентирует, что она необходима при совершении проступка работником и вынесении решения о применении к нему соответствующего дисциплинарного взыскания.

Обратите внимание: объяснительная о нарушении должностных обязанностей равно как документ, составляемый по иным основаниям, является не обязанностью, а правом работника. Работодатель не может принудить его к написанию объяснительной записки.

Конкретная форма оправдательного документа не устанавливается действующим законодательством. На практике сотрудники подают записки, составленные ими от руки, или набранные на ПК в соответствии с формой, установленной в организации (при её отсутствии – в произвольной форме).

При оформлении объяснительной важно понимать, что она существенно отличается от докладной записки или заявления. Основные правила написания:

  1. Лаконичное изложение фактов. Объясняя сложившуюся ситуацию, необходимо придерживаться делового стиля изложения.
  2. Краткость и достоверность. Указывайте в документе только подтвержденные факты или обстоятельства, которые вы можете доказать документами, свидетельскими показаниями, аудио-, видеофайлами и др.
  3. Последовательность излагаемых сведений. Объяснительная записка составляется от 1-го лица.

Скачать образец объяснительной записки о невыполнении задания

Оформление документа осуществляется на стандартном листе А4 с использованием чернил черного или синего цвета. Текст не должен содержать ошибок, исправлений или зачеркиваний. Не используйте при написании обращение к руководству на «ты», неуместный юмор, нелицеприятные высказывания в адрес коллег, посторонних людей.

Порядок составления объяснительной записки

Структура и обязательные реквизиты объяснительной записки:

«Шапка» документа Указывается, кому подается на рассмотрение объяснительная записка (ФИО непосредственного руководителя), наименование организации, ФИО составителя
Наименование В центральной части листа указывается название документа с заглавной буквы «Объяснительная»
Основной текст Указывается суть объяснительной записки, включающая 3 основные части:

  1. Описание события. Ответьте на 2 вопроса – какая ситуация произошла и когда.
  2. Причины. Так, образец объяснительной записки о невыполнении задания может содержать такое обстоятельство, как невозможность получения доступа к необходимому оборудованию.
  3. Отношение составителя к сложившейся ситуации. Работник может, как признать, так и не признать наличие своей вины.
Дата и подпись После основного текста составитель расписывается и указывает полные ФИО (расшифровку росписи) и дату подачи объяснительной записки на рассмотрение.
Это интересно:  Может ли ИП заниматься несколькими видами деятельности?

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.