Аттестация рабочих мест по условиям труда в 2019 году — что нужно знать?

Аттестация рабочих мест с 2014 года в России не проводится — ее заменили на СОУТ

Долгое время в России все организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (будь то ООО, ИП или госучреждение) должны были осуществлять обязательную аттестацию рабочих мест. В ТК РФ в статье 209 была установлена обязательность и периодичность аттестации, порядок проведения был утвержден приказом Минздравсоцразвития № 342н от 26.04.2011 (с приведением образцов документации по аттестации).

Однако в 2014 году эта система подверглась изменению, в Трудовой кодекс были внесены поправки и был принят отдельный закон № ФЗ-426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (СОУТ). Как в связи с этим проводится аттестация рабочих мест в 2019 году? Последние изменения в закон были внесены в декабре 2018 г. Почему аттестация была отменена, в чем смысл ее замены на специальную оценку условий труда, каковы особенности этой процедуры: читайте в статье подробности.

Правовая история вопроса

Чтобы понять суть изменений, надо ответить на вопрос, аттестация рабочих мест — что это такое. Обратимся к законодательству, действовавшему до 2014 года. Аттестация не имеет отношения к оценке работников, их профессиональных качеств и успехов в труде. В данном случае проверяются условия осуществления трудовой деятельности, это делается для выявления вредных или опасных для здоровья человека факторов на конкретном месте работы.

Цель — выполнение норм, установленных Трудовым кодексом, выплата полагающихся компенсаций, обеспечение гарантий, предусмотренных для работников, осуществляющих деятельность в подобных условиях. Кроме того, при обнаружении вредных и опасных условий труда необходимо установление доптарифов по страховым взносам в ПФР, применение надбавок при расчете отчислений в ФСС.

Специальная оценка условий труда была предусмотрена и ранее, но только в качестве основания для освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Сейчас процедура СОУТ приобрела другой статус и заменила собой аттестацию рабочих мест.

Что изменилось

После вступления в силу ФЗ-426 аттестация рабочих мест не проводится. Законодатель признал ее малоэффективной и заменил на специальную оценку условий труда. Процедуры похожие, но не идентичные.

Цели СОУТ и АРМ одинаковые, но процедуры имеют существенные отличия, обозначенные в порядке проведения. Методика СОУТ регламентирована Приказом Минтруда РФ № 33н от 24.01.2014 г. ФЗ-426 также введена классификация условий труда, установлены специальные требования к проводящей оценку рабочих мест организации.

Были усовершенствованы и другие законодательные акты, регулирующие взаимоотношения по поводу СОУТ. Так, внесена новая статья в КоАП, устанавливающая ответственность за несоблюдение порядка проведения СОУТ и требований охраны труда.

Это интересно:  Мыловарение как бизнес в домашних условиях: выгодно или нет?

Сколько стоят услуги СОУТ? Дорого ли обойдется эта процедура?

Цена за оказание услуг по СОУТ зависит от объема работ, сферы деятельности организации, количества рабочих мест и некоторых иных факторов.

Например, в Москве одной из ведущих компаний, имеющей аккредитованные испытательные лаборатории и включенной в реестр организаций, проводящих СОУТ, предлагаются следующие цены в зависимости от сферы деятельности:

  • офис, при количестве рабочих мест от 1 до 30 — 900 руб. (за одно место);
  • медицина, при аналогичном количестве рабочих мест — 1 300 руб.;
  • производство — 1300 руб. и т. д.

Каковы порядок и сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2019 году?

Аттестация рабочих мест с 2014 года в России не проводится. Процедура заменена на специальную оценку условий труда, они практически идентичны по сути, но порядок проведения различный. Пройти СОУТ нужно было в срок до 31 января 2018 года в обязательном порядке всем организациям (если они не прошли оценку ранее, сразу после ввода нового закона).

Как сейчас проводится аттестация рабочих мест? Последние изменения порядка проведения процедуры, насколько мне известно, это необходимость привлечения специальной службы?

Процедура аттестации рабочих мест официально заменена на специальную оценку условий труда. С 2019 года все результаты прежних аттестаций являются недействительными. При аттестации рабочих мест также необходимо было участие аттестующей организации, но комиссия создавалась работодателем. Теперь, в соответствии со ст.ст. 8 и 19 ФЗ-426 СОУТ проводится работодателем совместно со специализированной организацией, отвечающей установленным признакам и включенной в соответствующий реестр.

Если ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, можно ли не проходить в течение какого-то срока СОУТ?

В соответствии с ч.4 ст.27 ФЗ-426 аттестация, проведенная до вступления в силу закона (до 1 января 2014 года) действительна и имеет силу в течение пяти лет со дня ее завершения. Дополнительно СОУТ можно было при таких обстоятельствах не проводить. Таким образом, при любой дате аттестации, в 2019 году ее действие закончилось.

Аттестация рабочих мест заменена на СОУТ, а сколько лет действительна такая оценка?

Общее правило установлено в ст. 8 ФЗ-426, установлена периодичность — не реже чем раз в пять лет, если нет оснований для проведения внеплановой оценки в соответствии со ст. 17 данного закона. Основанием может стать изменение условий труда, переоборудование или переоснащение рабочего места, ввод в штатное расписание новой должности, внештатная ситуация (несчастный случай или профзаболевание сотрудника), предписание госинспектора и т. д.

Чем грозит отсутствие СОУТ?

В связи с реформой системы оценки условий труда в КоАП РФ были внесены изменения, в частности, была добавлена ст. 5.27.1. В ч. 2 указано, что нарушение порядка проведения оценки условий труда либо ее непроведение наказывается штрафом, для должностных лиц и для ИП он составляет от 5 000 до 10 000 руб., для юридических лиц от 60 000 до 80 000 руб.

При повторном нарушении наказание усиливается, штраф составляет 30 – 40 тыс. руб. для ответственных лиц или ИП. Его могут заменить на дисквалификацию сроком в 1–3 года, а для ИП — на приостановление деятельности до 90 дней. Организации могут получить штраф в размере 100–200 тыс. руб. или остановку деятельности на 90 суток.

Это интересно:  Порядок аттестации воспитателей детского сада в 2019 году

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.