Беларусь – наш ближайший и дружественный сосед. Многие россияне часто и с удовольствием посещают эту страну и порой восхищаются уровнем жизни там. Практически одинаковые зарплаты, множество госпредприятий, невысокий уровень цен на продукты и услуги. К сожалению, наша страна такой стабильностью похвастаться не может. Почему?
Возможно из-за того, что у Российской Федерации нет поблизости мощной и развитой страны, которая в состоянии регулярно одалживать крупные денежные суммы на развитие, которая имеется у Беларуси. В реальности долг Белоруссии перед Россией на сегодня довольно внушительный. Ситуация в области финансовых отношений между двух стран довольно сложная, но отчего так происходит и почему Беларусь не стремится стабилизировать данный вопрос?
Содержание:
Внешний долг страны: суть понятия
Данное понятие по определению МВФ (Международный Валютный Фонд) является общим объемом текущих и еще непогашенных обязательств от резидентов определенного государства к нерезидентам. К внешней задолженности причисляют как саму сумму долга, так и набежавшую процентовку, которую требуется погасить в определенный временной промежуток. Внешняя задолженность складывается из долга частного характера (задолженность частной/государственной структуры) и непосредственно государственного.
Наличие внешнего кредитования помогает расширять финансовые госресурсы, но также способствует и появлению риска в развитии финансово-экономического кризиса.
Внешний долг государства и высокой стоимости уже просроченного субсидирования достаточно негативно сказывается на общем рейтинге данного государства на кредитном общемировом рынке. А его снижение непосредственно влияет и на условия предоставления будущих траншей. Многим странам с высокими показателями задолженности практически закрыта возможность оперировать с кредитными международными рынками. Единственной возможностью таких государств становится заимствование ресурсов банковской всемирной группы и МВФ.
Появление стабильной задолженности принуждает определенную страну проводить переговоры с международными кредиторами в целях урегулирования просрочки. Стабилизация внешнего долга базируется на разработку и внедрение займополучателем срочных мер, направленных на ликвидацию просроченного долга с целью понижения выплат задолженности основной, а также процентной ее части.
Долг Беларуси перед Россией
Внешний долг Белоруссии по всем имеющимся госкредитам приравнивается к порядка 6,50 млрд долларов. Эти данные были приведены на заседании комиссии Евразийского межправсовета. Одна часть задолженности выражается в рублевом эквиваленте и приравнивается к 59,90 млрд руб. Но стоит заметить, что просроченных задолженностей эта страна не имеет.
На сегодня между РФ и Беларусью имеются восемь активных соглашений, работающих на предоставление госкредитов. Из них один относится к экспортному соглашению (суммы выделяются на возведение атомной электростанции), остальные – финансовые. Что касается общей величины кредитования, то Россия предоставила Минску порядка 15 млрд $.
Экскурс в историю
Беларусь приобрела права самостоятельности и независимости сразу после развала СССР, в 90-ых годах прошлого столетия. Причем на то время Минск не стремился набирать внешние крупные займы, в отличие от России. Наша страна, находясь в условиях жесточайшего кризиса, была чрезмерно закредитована. Положение же Беларуси достаточно выгодно отличалось от российского и в плане уровня развития – республика после получения независимости продолжала придерживаться принципа хозяйствования.
Бурное развитие экономики побудило Минск начать активно привлекать иностранный капитал, внешний долг страны стал сформировываться в начале 90-ых годов XX века.
Задолженность стала расти и уже в 1995–1996 гг. внешний долг увеличился в 29 раз. На данный момент положение дел республики на данном поприще довольно плачевно, ведь общая закредитованность достигла поистине огромных размеров (около 13,50 млрд $). Специалисты объясняют такое положение дел практически полным отсутствием в стране частного капитала. Ведь только 20,00% предприятий было передано под частное владение, остальные 80,00% принадлежит государству. Имеет место и нецелесообразное распределение полученных траншей, что способствует росту задолженности.
Размер долговых обязательств
На начало прошлого года мировая задолженность Беларуси выросла еще на 12,60%. Сейчас основными кредиторами-поставщиками нашего соседа являются Евразийский фонд развития/стабилизации, а также крупные Российские банковские организации. Но помимо внешнего Минск обладает еще и внутренними долговыми обязательствами, в основном перед кредитно-финансовыми структурами, имеющими российский капитал. Так что можно с уверенностью сказать, что основным донором страны является Россия.
По имеющимся условиям кредитных соглашений одно только обслуживание внешней задолженности республики обходится в 3,2 млрд $ за год. Кстати, если поделить всю сумму задолженности на жителей Беларуси, то получится, что каждый поданный страны обзаведется долгом размером в 4 000$. Уже в нынешнем годовом периоде страна обязана погасить перед Россией задолженность в 741,3 млн $ (причем только один долг Белоруссии за газ по оценкам финансистов уже достиг цифры в 550 млн $).
Основные причины увеличения закредитованности республики
Беларусь не зря постоянно сравнивают с Советским Союзом, ведь после развала СССР это государство, в отличие от большинства наших иных соседей, сосредоточило в руках госвласти практически всю промышленность. На первый взгляд, это должно было стать большим плюсом и в первую очередь, для жителей республики. Но на деле все оказалось печальнее, ведь развития данные области практически не получали.
Поэтому страна была вынуждена связывать себя кредитными обязательствами для закупки сырья, составляющих, запчастей у иностранных производителей. Практически на 82,00% готовые белорусские изделия состоят из валютных вложений. А увеличивать ценообразование на выпускаемую продукцию является нецелесообразным по причине слишком малых показателей конкурентоспособности.
Таким образом, виновник огромной закредитованности Беларуси кроется в специфике финансово-экономической модели, действующей в республике на данный момент. Такой расклад и имеющиеся устои требуют основательного пересмотра и глобальной корректировки по причине:
- Крайне низких показателей эффективности функционирования работающих предприятий.
- Минимального уровня роста в экономике.
Проведенная в стране девальвация белорусской валюты еще больше усугубила текущее положение дел. По результатам данного масштабного мероприятия ВВП (внутренний валовый продукт) упал еще больше в валютном эквиваленте, что привело к стремительному увеличению внешнего долга.
Как происходит возврат иностранных кредитов
На сегодня республика Беларусь в глазах мировых валютных инвесторов не выглядит привлекательным партнером, более того, даже не относится к ответственным заемщикам. Но все же многие страны продолжают субсидировать страну, правда, выделяя средства строго под определенные цели с обязательным их возвратом после реализации задуманных проектов.
В отношении иностранных кредиторов Беларусь достаточно строго старается выполнять свои обязательства. Но отношения Минск–Москва складываются немного по иному сценарию. Россия всегда шла навстречу братской стране и предоставляла длительную отсрочку либо проводила реструктуризацию имеющихся кредитов. РФ – это главный партнер Беларуси с крепкими, развитыми и прочными торговыми взаимоотношениями.
Выводы
Для братской Беларуси наша страна является главным финансовым донором. Большой процент от общего внешнего долга республики занимает задолженность за газ. На данное время, по оценкам финансовых экспертов общая задолженность страны по газу перед Россией уже превысил 550 млн $, тогда как общая сумма долга Минска перед Москвой перешла границу в 740 млн $.
Поделитесь в соц.сетях: