Может ли ООО быть без работников?

ООО без работниковраспространенное явление, когда единственным сотрудником организации является только директор или их нет вовсе. Но сможет ли такая компания работать в текущем году? И если это реально, какие образом необходимо отчитываться за свою деятельность в налоговую инспекцию? Рассмотрим эти моменты подробнее.

Мнения экспертов

В вопросе работы общества без сотрудников существует несколько мнений. Некоторые эксперты уверяют, что такая организация работать не сможет, ведь для полноценной деятельности в ней должен быть хотя бы руководитель. В ином случае, кто будет подписывать договоры или отчетную документацию? Если бумаги в компании имеются, а в них стоят подписи директора, это свидетельствует о наличии сотрудника, который получает зарплату ООО. Если компания переживает временные трудности, она вправе отправить гендиректора в отпуск без оплаты труда. Но в любом случае гендиректор — работник общества.

Существуют и другие ситуации, когда учредитель и руководитель общества — один человек. Стоит ли в таком случае оформлять трудовой договор? Ситуация противоречива, и в законодательстве до сих пор нет четкого ответа на этот вопрос. Различные структуры ориентируются на свой набор документов и законодательных актов.

Так, Федеральная служба, занимающаяся вопросами трудоустройства, в 2013 году выпустила письмо №177, в котором она ссылается на ТК РФ (ст. 273). Организация утверждает, что учредитель компании не может одновременно быть ее работником, поэтому в оформлении трудового соглашения нет необходимости. Объясняется это тем, что подписывать двусторонний договор одно и то же лицо не имеет права.

Юристы уверяют, что провернуть такую сделку с учетом законодательства реально. Оформление договора не происходит с самим собой, ведь с одной стороны выступает физическое лицо, а с другой — компания, пусть и в лице одного учредителя. Получается, что субъекты различны, и нарушений нет. Во время дискуссии основным документом, на который чаще всего ссылаются, является ТК РФ. В нем прописано, что трудовое соглашение должно оформляться с каждым работником, в том числе и с директором.

Если руководитель не принимается на работу, по закону ему не положены различные виды гарантий, а начисление заработной платы не происходит. В результате нарушаются права человека, что является недопустимым.

Как не нарваться на штрафные санкции?

Отсутствие четкого ответа в законодательстве создает опасные прецеденты, из-за которых многие компании могут столкнуться с проблемами. Специалисты в юридической сфере уверяют, что проверки в секторе выполнения норм трудового законодательство проводит Роструд, который допускает возможность работы ООО с одним участником. Следовательно, бояться наложения штрафных санкций не стоит. Несмотря на это, юристы рекомендует обращать внимание на изменения в законодательстве. В любой момент ситуация может поменяться, что доказывает практика последних 15-20 лет.

Это интересно:  Работа по внутреннему совместительству — порядок оформления и тонкости работы

В целом почти все эксперты сходятся во мнении, что оптимальный вариант — оформить на работу директора по всем правилам. Это значит, что в ООО будет хотя бы один сотрудник, и можно избежать ненужных конфликтов с контролирующими структурами. Если приходится разбираться в судебной инстанции, решение последней почти всегда касается необходимости трудоустройства руководителя.

Что будет, если не принять директора на работу?

В практике известны случаи, когда работники отсутствуют в организации только по документам. Такая ситуация не нова, и существующую лазейку используют многие компании. Целью является желание снизить расходы, когда реально в ООО работает с десяток наемных работников, но официального трудоустройства нет, а заработная плата передается в конвертах.

В таком случае высок риск неприятностей, ведь достаточно только одной ссоры и жалобы, чтобы нарваться на проверку. После этого все идет по проверенному сценарию — судебные разбирательства, пересчет налоговых платежей, начисление штрафных санкций и пени. Вот почему стоит лишний раз подумать, нарушать закон ради эфемерной выгоды или нет. Сложно предположить, чем может закончиться деятельность без сотрудников для ООО.

Тонкости отчетности

Не менее важный вопрос — как отчитываться перед налоговыми органами, если в обществе отсутствуют наемные работники. Здесь речь идет о предоставлении в ФНС так называемых «нулевок» — нулевых форм. Разберемся подробно, как это делается в 2018 году.

Отчетность по налоговым платежам и бухгалтерия в компании без работников ничем не отличается от той, что сдают ООО с сотрудниками. Если организация в определенный период не работала, сдается нулевая декларация. Такую возможность имеют компании, которые выбрали УСН и общую форму налогообложения. В случае с ЕНВД подача «нулевки» исключена. Здесь приостановление деятельности требует оформления заявления, где предприниматель информирует о желании сняться с учета. Только в этом случае налог платить никто не будет.

Кроме того, общество должно отчитываться за работников даже в той ситуации, когда их нет. Сдача такой отчетности является обязательным требованием ПФ, ФНС и ФСС. При этом сдавать необходимо следующие документы:

  • Данные о среднесписочном количестве сотрудников. Они передаются в налоговую службу. Если работников нет, ставьте «0», но при наличии трудоустроенного руководителя — «1».
  • Информация о доходах. В ФНС передаются справки, сделанные по форме 2-НДФЛ. По приведенным в них данным делается вывод об уровне прибыли работников. Если в определенный период зарплата не начислялась, в передаче этих документов нет необходимости. С 2016 года работает новая форма — 6-НДФЛ. Подача этой справки является обязательной, ведь в ином случае существует опасность нарваться на штраф. При отсутствии сотрудников и выплат придется сдавать нулевую отчетность.
  • Данные по форме РСВ-1 передаются в ПФР, а с 2016 года еще и по СЗВ-М. В процессе оформления вносится информация в общие разделы, а графы, касающиеся сотрудников, игнорируются.
  • Отчетность по форме 4-ФСС в Фонд социального страхования. Здесь также сдается «нулевка».
Это интересно:  Полис ОМС нового образца: плюсы и минусы пластиковой карточки

Вывод

Общество без работников существовать может, но во избежание проблем лучше нанять на работу гендиректора. При этом отчетность в ПФР, ФСС и ФНС все равно придется сдавать, хоть и в ограниченном виде.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.