Что делает бухгалтер: должностные обязанности и функции

Бухгалтер – специалист, отвечающий за финансовую сторону функционирования фирмы. Через человека, занимающего должность, проходят все денежные операции компании. По этой причине важно четко определить должностные обязанности бухгалтера. Функции сотрудника прописываются в должностной инструкции. При составлении этого документа нужно учесть ряд нюансов.

Обратите внимание

Специалист, занимающийся составлением должно должен в первую очередь прописать объем работ бухгалтера и поставить перед человеком, планирующим занять должность, перечень задач. Они помогут лучше справиться с обязанностями. Все нюансы должны быть зафиксированы в инструкции. В документе могут присутствовать ссылки на нормативно-правовые акты, которыми сотрудник руководствуется при выполнении обязательств.

Следует помнить, что бухгалтер не только выполняет финансовые операции, но и взаимодействует с другим персоналом. Этот момент необходимо зафиксировать в инструкции.

Требования к бухгалтеру

Составляя описание производственных задач и функций бухгалтера, человек, выполняющий операцию, должен зафиксировать в инструкции требования к специалисту.

Чаще всего от будущего работника требуют:

  • высшее образование по специальности;
  • опыт работы;
  • знание специализированных программ.

Прописывая права, обязанности и ответственность бухгалтера, специалист должен помнить, что необходимо учитывать специфику должности. Так, человек, осуществляющий деятельность в сфере налогообложения, должен иметь не привычное экономическое образование, а закончить высшее учебное заведение по специальности «Аудит».

Состав

Основой для должностной инструкции являются положения трудового договора и типовой образец документа, регламентирующего права и обязанности бухгалтера на первичную документацию. Закон разрешает работодателю самостоятельно корректировать положения документа. Однако структура бумаги честно регламентирована.

Согласно действующему ГОСТу, она должна состоять из 4 частей. К ним относятся:

  1. Общие положения.
  2. Права.
  3. Обязанности.
  4. Ответственность.

При необходимости человек, занимающийся составлением ДИ, может добавить еще 2 раздела – квалификационные требования и взаимоотношения по должности. Однако наличие этих частей необязательно. Информация, содержащаяся в них, может быть включена в состав других разделов.

В общих положениях бумаги прописываются:

  • схема подчинения;
  • требования к кандидату на должность;
  • нормативно-правовые акты, которыми должен руководствоваться специалист в процессе осуществления трудовой деятельности.

Составляя документ, специалист должен знать, что в последней части прописываются только общие виды ответственности без уточнения конкретных последствий.

В части «Права» прописываются полномочия бухгалтера, которые он может осуществлять для реализации положений трудового договора. В разделе «Обязанности» следует указать все функции, которые будет реализовывать человек, занимающий должность:

  • вести учет имущества компании, следить за размером долговых обязательств;
  • заполнять документацию и осуществлять ее учет;
  • составлять отчетность для налоговой и передавать ее на подпись главбуху;
  • своевременно сдавать отчетность в налоговую инспекцию;
  • проводить анализ фирмы, выявлять источники дохода и финансовых потерь.
Это интересно:  Образец должностной инструкции кадровика: инспектора отдела кадров

Список может быть существенно расширен или сужен в зависимости от специфики компании, на которой сотрудник осуществляет трудовую деятельность. Подробное заполнение раздела поможет увеличить продуктивность специалиста и избежать возникновения конфликтов.

Раздел «Ответственность» включает в себя перечень последствий, которые могут наступить в случае ненадлежащего выполнения сотрудником положений должностной инструкции и трудового договора.

Оформление

Чтобы документ был оформлен в соответствии с действующим законодательством нужно учесть ряд нюансов. К ним относятся:

  • в инструкции должно быть указано не только полное название профессии, но и ее код;
  • название документа и должность, которую он регламентирует, необходимо указать в родительном падеже;
  • указанная профессия и требования, предъявляемые к ней, должны соответствовать.

Занимаясь оформлением ДИ, следует помнить, что функции сотрудника не пересекаются с обязанностями других работников фирмы. Если обнаружено совпадение, в документ следует внести коррективы.

Важно заранее внимательно проанализировать состав инструкции, чтобы в процессе работы компании у персонала не возникло затруднений.

Порядок утверждения

Чтобы должностная инструкция бухгалтера, образец которой можно скачать здесь, имела силу, она должна быть утверждена . Выполнение процедуры находится в ведомости директора организации. Должна присутствовать подпись уполномоченного лица. Осуществлением операции занимается начальник отдела кадров или главное должностное лицо компании.

Человек, назначаемый на должность, знакомится с документом в момент подписания трудового договора. Если операция не выполнена, бухгалтера нельзя привлечь к ответственности за несоблюдение положений инструкции. Ознакомившись с бумагой, новый сотрудник компании ставит на ней подпись.

Внесение изменений

Задумавшись над тем, что делает бухгалтер, предприниматель должен знать, что при необходимости в должностную инструкцию можно внести коррективы. Операция осуществляется в случае:

  • изменения штатного расписания;
  • назначения нового человека на должность;
  • требования руководства компании.

Если изменения вносятся в документ во время нахождения на посту действующего бухгалтера, специалист должен быть заранее уведомлен о коррективах.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.