В ближайших планах правительства стоит перевод всех денежных операций юридических лиц и граждан на электронные платежные системы. В приоритете поставлена национальная платежная система «Мир», но и другие операторы электронных переводов будут участвовать в программе. Сейчас большая часть населения имеет в своем распоряжении карту Visa, MasterCard или МИР. Электронные деньги – удобное и сравнительно безопасное платежное средство. Однако и карты могут подвергнуться атакам мошенников и кибер-воров. Особенно при таком потоке электронных платежей, как наблюдается в современности. В целях гарантии безопасности накоплений граждан и организаций правительство разработало и внедрило новый законопроект – 167-ФЗ от 27.06.2018 года. О нем и его содержании будет рассказано в данной статье.
Содержание:
Смысл законопроекта 167-ФЗ от 27.06.2018 года
Законопроект носит следующее полное наименование: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств». Данный закон был предоставлен на рассмотрение Государственной Думой и принят 05.06.2018 года. Советом Федерации законопроект одобрен 20.06.2018 года. Вступление ФЗ в силу назначено через 90 дней после того, как его окончательный текст был опубликован для широкой аудитории, – то есть с 26 сентября 2018 года. Инициатором развития законодательства в данном направлении выступил Центральный Банк России. Необходимость принятия закона обусловлена повышенными темпами роста сектора электронного денежного оборота, усиленным вниманием мошенников к нему и участившимися случаями кражи денежных средств со счетов физических и юридических лиц. Необходимо было разработать систему реагирования банками на подозрительные операции.
В целях создания полноценного законопроекта, гарантирующего защиту накоплений и личных финансов населения и компаний страны и резидентов, был разработан комплекс мер и инструкций. Теперь банки должны выявлять по предоставленным инструкциям подозрительные операции и блокировать их до выяснения обстоятельств.
Новые полномочия и обязательства банков
В результате принятия закона у банков появились новые обязанности и полномочия. Теперь кредитная организация должна отслеживать все операции, которые с большей долей вероятности попадают в категорию подозрительных, то есть без согласия клиента. Для полноценного осуществления данного предписания для банков разработана специальная система реагирования, заключающаяся в следующем:
- запросы на проведение операций по банковским картам анализируются, сопоставляются с утвержденными признаками операций без согласия держателя счета;
- в случае сомнительного источника запроса кредитная организация вправе приостановить выполнение запроса на срок до двух суток;
- одновременно с заморозкой платежа банк обязан обратиться к держателю счета с уточнением платежа;
- если платеж был акцептован, его должны вернуть к исполнению немедленно, если нет, операция обнуляется;
- если ответа от держателя счета нет, заморозка операции продлевается на 2 суток, а затем возвращается к исполнению.
Если клиент банка обнаружил списание денег, произошедшее без его ведома, он может написать соответствующее заявление о возврате списанных сумм. Банк не вправе отказать в этом вопросе своему клиенту, если предоставлена исчерпывающая информация. Все случаи переводов без акцепта клиента, а также неудавшиеся попытки злоумышленников должны фиксироваться банками и отправляться в Банк России для систематизации и анализа информации.
По каким признакам блокируют счет
Признаки банковских операций, по которым может быть заморожена транзакция, изложены в приказе Банка России №ОД-2525 от 27.09.2018 года. Всего описано три пункта, которых вполне достаточно для определения противоправных действий:
- Операция замораживается, если получатель денежных средств, указанный в платеже, уже фигурировал в базе данных Банка России по соответствующему нарушению. То есть если на данные реквизиты уже были перечислены средства без согласия клиента кредитной организации, в следующий раз любую операцию с участием этих данных замораживают.
- В базе данных Банка России фиксируются не только платежные реквизиты нарушителей, но и другие параметры: ip-адрес, устройство выхода в интернет, данные мобильного или стационарного устройства, через которое проведена авторизация пользователя в банк-клиенте. Если эти данные совпадают с зафиксированными в базе данных, платеж замораживается.
- Кредитными организациями анализируется характерность проводимой транзакции для конкретного клиента. Если по каким-либо параметрам она признается нехарактерной (время, место, устройство проведения, размер, частота, получатель перевода и другие условия), то происходит ее заморозка.
Возможные последствия для бизнеса и финансов физических лиц
Первый момент. В законе сказано, что оператор обязан заморозить выполнение операции по списанию денежных средств на срок до двух суток с момента поступления заявления на транзакцию. Для юридических лиц этот срок составляет пять дней. Сразу после заморозки банк обязан уведомить держателя счета о приостановленной операции и запросить подтверждение о санкционированности процедуры. При получении внятного ответа банк должен незамедлительно вернуть операцию к исполнению. Это говорит о том, что никаких последствий не наступит, если вовремя дать свой ответ организации.
Второй момент. Федеральный Закон не предусматривает полной блокировки счета. То есть и приходные, и расходные операции по другим реквизитам и с другими контрагентами будут осуществляться в прежнем режиме. Заморожена только одна операция, попадающая в категорию сомнительных.
Из всего этого можно сделать вывод, что никаких особенно серьезных последствий при своевременном ответе банку не последует. Единственный возможный негативный исход – временная проволочка в оплате счета поставщика на срок до 5 суток в зависимости от скорости предоставления ответа банку. И еще одним важным моментом принятого закона является возможность прервать операцию, которая произошла без ведома клиента, сразу же по его заявлению. Например, если вы получили уведомление о списании денег с вашей карты, а никаких действий с ней не совершали, то можете незамедлительно позвонить в банк и потребовать остановки перевода. После этого необходимо предоставить в банк информацию, подтверждающую то, что платеж был совершен злоумышленниками (взлом личного кабинета, кража пароля и т.д.).
Поделитесь в соц.сетях: