Процедура организации трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

КТС – это собрание представителей конкретного работодателя и работников, призванное разрешать в досудебном порядке трудовые споры, возникающие в организации.

Для того чтобы решения комиссии были максимально справедливы в её состав должно входить одинаковое количество людей, представляющих интересы нанимателя и работников (ст.384 ТК).

На больших предприятиях могут действовать несколько комиссий в различных структурных подразделениях. Им подведомственны разногласия между работодателем и работниками конкретного отдела.

Правовое регулирование деятельности КТС

Орган, разрешающий трудовые споры на предприятии создаётся и действует на основании:

  • Конституции;
  • Трудового Кодекса;
  • Локальных нормативно-правовые акты о КТС (положение, приказы и т.д.).

Как инициировать создание КТС

Инициатором создания комиссии по трудовым спорам на предприятии может быть как наниматель, так и работники.

От лица работодателя выступить с предложением о создании КТС может лицо, уполномоченное принимать и увольнять работников в организации.

Работники могут выразить своё волеизъявление через орган, представляющий их интересы на предприятии. Это может быть: Некоторые факты Комиссия по трудовым спорам формируется единажды и в дальнейшем собирается при обнаружении разового либо повторяющегося нарушения работодателя по отношению к сотрудникам.

  • Профсоюзный комитет (требование создания КТС оформляется решением профсоюзного органа);
  • Общее собрание работников (для оформления своего волеизъявления издаёт протокол собрания).

Независимо от того, кто является инициатором создания КТС, его решение является обязательным для другой стороны. Как работодатель, так и работники обязаны делегировать своих представителей для рассмотрения трудовых споров в течение 10 дней.

Этапы формирования КТС

  1. Появление оснований для создания комиссии. Как следует из предыдущей главы, это может быть письменное волеизъявление представителей работника или нанимателя. Как правило, они появляются после нарушения условий труда, допущенных нанимателем.
  2. Формируется состав комиссии. Претендентам в КТС направляются письменные предложения, на которые они отвечают отказом или согласием. Количество членов КТС определяется сторонами самостоятельно, но численность делегатов от нанимателя и работников должна быть одинаковой.
  3. Издание приказа о создании КТС. Этот официальный документ должен быть выполнен с соблюдением всех норм делопроизводства. В части содержания в нём должны найти отражение:
    • По чьей инициативе создаётся КТС;
    • Какие индивидуальные трудовые споры имеет право рассматривать комиссия;
  4. Состав комиссии, с указанием председателя комиссии, его заместителя и секретаря.
  5. Ознакомление работников с приказом. Наилучший вариант – это подпись всех работников на бланке ознакомления, который будет храниться вместе с приказом. Но это правило является не обязательным, приказ может быть просто вывешен в доступном для всех в организации месте.
  6. Обеспечение деятельности КТС. Все заботы о материально-техническом обеспечении комиссии ложатся на плечи нанимателя. Он должен обеспечить её помещением для проведения заседаний, бумагой и другими канцтоварами, печатью для заверения решений.

Как правило, в состав комиссии по трудовым спорам входит не менее пятнадцати человек. На места основных членов комиссии попасть не так уж и просто. Для этого необходимо пройти процедуру голосования и только по ее итогам можно занять какое-либо место. Таким образом, только те кандидатуры, которые получили необходимое число голосов, могут замещать эти места.

Компетенция КТС

Срок обращения в комиссию по трудовым спорам составляет 3 месяца (ст.386 ТК). Работник может обратиться в комиссию для:

  • Признания недействительными отдельных пунктов трудового договора;
  • Решения вопросов с заработной платой, премиальными, различными доплатами;
  • Разрешения разногласий в сфере времени труда и отдыха;
  • Оспаривания дисциплинарного взыскания;
  • Решения вопросов об отпусках;
  • Получения льгот и преимуществ, которых, по мнению работника, его незаконно лишили и др.

В компетенцию КТС не входит (ст.391 ТК):

  • Внесение изменений в нормы труда, оклады, штатное расписание;
  • Назначение тарифных разрядов;
  • Оспаривание увольнения;
  • Вопросы исчисления стажа для получения различных льгот.

Смотрите видео о трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Порядок рассмотрения споров комиссией

  1. Получение заявления от работника о несоблюдении его трудовых прав. Обращение регистрируется в специальном журнале КТС.
  2. Рассмотрение заявления. Заседание комиссии, на котором будет рассматриваться заявление должно состояться не позднее 10 дней с момента поступления обращения. На заседании необходимо присутствие не меньше половины её членов. На рассмотрении обращения присутствует заявитель, могут приглашаться и заслушиваться свидетели, специалисты, запрашиваются необходимые документы.
  3. Принятие решения в ходе тайного голосования простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании. Копии решений выдаются заявителю и работодателю.Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению всеми сторонами конфликта и может быть обжаловано в судебном порядке.

Это интересно:  Ответственность за использование чужого товарного знака

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *