Порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году

Федеральная налоговая служа, внебюджетные государственные фонды периодически осуществляют проверку отчетности разного типа на коммерческих предприятиях. Такие проверки бывают различных видов.

Наименее часто проводимая – выездного типа. Она сопряжена с необходимостью посещения аудиторами предприятия, места расположения конкретного лица.

В некоторых случаях проводятся выездные проверки физических лиц. Нормативно-правовая документация для фондов и ФНС различна. Но сам принцип проведения проверки, сопутствующие ей процедуры схожи.

Базовые сведения ↑

Руководителю проверяемого предприятия желательно понять, как проходит выездная налоговая проверка. Важно осуществлять контроль её проведения.

Так как нередко Федеральная налоговая служба допускает ошибки. Их наличие может привести к требованию оплатить штраф в случае, когда сам факт нарушения законодательства отсутствует.

При проверке максимальное внимание инспектора обращают на всевозможные действия, связанные с недавними нововведениями в налоговом законодательстве.

Обычно именно в связи с неосведомленностью о всевозможных реформах свершаются различные ошибки.

Следующие вопросы являются важными:

  • что это такое – выездная проверка?
  • какие органы осуществляют проверку?
  • нормативная база.

Ознакомившись заранее с обозначенными моментами можно предотвратить многие проблемы заблаговременно. Не стоит пренебрегать изучением законодательства.

Что это такое

Выездная налоговая проверка – одна из разновидностей камеральной проверки. Главным и единственным отличием её является место проведения анализа документации по бухгалтерской и налоговой отчетности.

Эта процедура осуществляется непосредственно «на месте», прямо в офисе налогоплательщика – если таковой имеется.

Все выездные проверки делятся на 2 категории:

  • выборочные;
  • сплошные.

Наиболее часто реализуемый метод – сплошной. Так как гораздо проще именно выборочную выездную проверку признать недействительной.

Такое возможно в следствии некоторых особенностей этой процедуры. Проверки выездного характера можно разделить на:

  • плановые;
  • внеплановые.

Аудит, сведение различных документов выполняется как по нескольким видам налогов одновременно, так и по одному.

Например, нередко предметом пристального внимания налоговиков становится НДС – налог на добавочную стоимость.

Обычно именно с НДС связаны различные схемы ухода от выплат налогов на прибыль. Во многих случаях допускается применять весь НДС к вычету.

Если по какой-то причине величина вычета на предприятии составит 89% от налога на прибыль, проверка гарантированно будет проведена.

Органы, осуществляющие проверку

Выездные камеральные проверки могут проводиться:

ФНС Федеральной налоговой службой (региональным отделением – в месте регистрации предприятия)
ФСС Фондом социального страхования (по поводу соответствующих отчислений от заработной платы работников)
ПФР Пенсионный фонд (проверка отчисления в пользу формирования пенсии)

Внебюджетные государственные фонды имеют минимальные полномочия. В случае проведения проверок по поводу отчислений может быть затронуто ограниченное количество документов.

Только имеющие отношение к этим платежам. Налоговое законодательство никакого отношения к проверкам, проводимым фондами, не имеет и не применяется.

ФНС наделено самыми широкими полномочиями в случае проведения выездной проверки. Налоговый орган имеет право:

  • изымать определенные документы;
  • допрашивать свидетелей;
  • запрашивать информацию, документы от контрагентов – в том числе у зарубежных.

С камеральной выездной проверкой связано много нюансов, особенностей. Важно ознакомиться с ними заранее.

Нормативная база

Выездные камеральные проверки проводятся всегда в соответствии с нормативно-правовой базой. Все важные моменты отражаются в Налоговом кодексе РФ.

Это интересно:  Можно ли сдать товар без чека?

Наиболее существенные:

ст.№89 НК РФ Перечисляются основные правила выполнения камеральной выездной проверки на предприятии (любого типа)
ст.№83 НК РФ Ведение учета юридическими лицами и физическими
ст.№85 НК РФ Устанавливается необходимость сообщать в налоговые органы об изменении каких-либо важных данных
ст.№87 НК РФ Обозначается факт возможности проведения налоговой проверки
ст.№88 НК РФ Выполнение проверок камерального типа
ст.№91 НК РФ Устанавливается право получения доступа должностных лиц Федеральной налоговой службы к внутренним помещениям предприятия при выполнении проверки выездного характера
ст.№94 НК РФ Когда и как проводится выемка документов
ст.№95 НК РФ Выполнение экспертизы при возникновении необходимости
ст.№97 НК РФ Допускает привлечение переводчика со стороны для перевода документа на русский
ст.№98 НК РФ Разрешает привлечение понятых к свидетельству каких-либо определенных фактов
ст.№102 НК РФ Не допускает разглашение проверяющими полученных в результате доступа к документам данных

Проведение выездной проверки ФСС регламентируется ст.№35 закона №212-ФЗ от 24.07.09 г. На проверки такого типа накладывается множество ограничений.

В частности, сотрудники ФСС не имеют право посещать все помещения налогоплательщика, изымать документацию. Разрешается ознакомление только с имеющими отношения к выплатам в данный фонд бумагами.

Порядок проведения выездной проверки налоговыми органами ↑

Порядок проведения проверки устанавливается законом. ФНС полностью соблюдает его. Иначе результат проверки будет признан недействительным. Имеется несколько причин, позволяющих сделать это.

Нередко благодаря этому удается избежать штрафных санкций. Потому руководству, другим уполномоченным лицам предприятия стоит заранее ознакомиться с порядком проведения.

Важные моменты:

• необходимые основания;

• порядок назначения;

• схема проведения.

Необходимые основания

Сплошная проверка выездного типа никогда не проводится просто так. Необходимо наличие действительно серьезной причины.

Наиболее серьезные, при появлении которых следует в скором времени ожидать аудиторов:

  • скорость увеличения собственных средств существенно превышают заемные;
  • более медленный рост оборотных активов;
  • присутствует дефицит баланса компании;
  • освобожденные от налогов доходы составляют более 20%;
  • по декларациям выручка не совпадает с обозначенной в бухгалтерской отчетности;
  • чрезмерно высокая заработная плата директора;
  • величина вычетов по НДС или же иным поводам составляет 89% и более.

При наличии следующих причин ФНС может назначить выездную камеральную проверку повторно:

Если требуется провести контроль Нижестоящего налогового органа
Если налогоплательщик представил налоговую декларацию И при этом в ней указан размер налога менее, чем в предыдущем документе

Выездные проверки назначаются в случае возникновения следующих событий:

Проведение реорганизации юридического лица Форма собственности при этом неважна
Выполнение ликвидации

Руководителю предприятия, а также бухгалтерскому отделу важно ознакомиться со всеми причинами выполнения выездной или камеральной проверки.

В таком случае неожиданностью она не станет. Можно будет заранее спрогнозировать её выполнение.

Порядок назначения

Камеральная проверка назначается следующим образом:

Работники Федеральной налоговой службы обнаруживают основания для назначения Оно должно быть обязательно
Формируется специальное уведомление в письменной форме Высылается не позже, чем за 3 дня до начала процедуры

Разрешение вышестоящего органа, самого налогоплательщика для проведения выездной проверки не требуется.

Достаточно решения руководителя отдела ФНС, на территории которого располагается конкретное юридическое лицо.

Схема проведения

Схема проведения выездной камеральной проверки включает в себя всего два этапа:

  • назначение;
  • проведение;
  • составление акт по окончании.
Это интересно:  Правила начисления отпуска инвалидам по Трудовому Кодексу России

Причем формирование акта с результатами проведения проверки является не менее важным этапом, чем сама проверка. При его отсутствии результаты не будут признаны действительными.

Сама проверка длится не более 3 месяцев подряд. В редких случаях она может быть продлена до 4 месяцев, в особых – до 6 месяцев. По окончании сразу же выдается справка.

В процессе реализации проверки сотрудники ФНС имеют право запросить у проверяемой организации дополнительные документы – при наличии следующих событий:

  • некоторая сумма налога на добавочную стоимость заявлена к возмещению;
  • учреждение претендует на получение каких-либо льгот;
  • проверка отчетности – связанной с добычей ископаемых, извлечением прибыли из иных природных ресурсов.

Федеральная налоговая служба имеет право на некоторые действия:

Осмотр предметов, дополнительных документов При наличии на то согласия самого налогоплательщика
Привлечение переводчика В случае наличия такой необходимости
Выполнение экспертизы
Получение свидетельских показаний, информации от контрагентов Зарубежных в том числе

Существенно различается процедура завершения проверки в случае наличия/отсутствия каких-либо нарушений.

Если нарушения законодательства не были обнаружены, проверка просто завершается. Налоговый орган не сообщает о самом факте прекращения данной процедуры.

Иные действия предусматриваются при выявлении ошибок в документации, нарушений законодательства:

Не позднее, чем через 10 дней с даты окончания проверки составляется специальный акт В нем перечисляются все имеющиеся нарушения
Не позже, чем через 5 дней с момента составления этот документа Должен быть передан проверяемому налогоплательщику
Не позже, чем по истечении 30 дней Налогоплательщик имеет право сформировать возражения

Составленные возражения рассматриваются руководителем отдела камеральных проверок ФНС. Именно он принимает решение о принятии или же отказе в признании наличия неточностей при проведении проверок.

Для увеличения вероятности принятия возражений следует снабжать все пункты ссылками на законодательство.

Видео: выездная налоговая проверка

В таком случае отказать налогоплательщику будет сложнее. Решение по этому поводу принимается в течение 10 дней.

В случае непринятия возражений налогоплательщик может попытаться отстоять свою правоту в суде. Но возможно это буде только в случае действительной неправоты ФНС.

Судебная практика по данному вопросу является крайне не однозначной. Перед подачей искового заявления, по возможности, стоит ознакомиться с ней.

Во избежание проблем при проведении проверок налогоплательщику стоит разобраться со специальной Концепцией планирования.

Она устанавливается Приказом ФНС №ММ-3-06/333@ от 30.05.07 г. Окончание проведения выездной налоговой проверки обычно происходит ранее истечения 3-хмесячного срока.

Возникающие нюансы ↑

Наиболее часто встречаются следующие ошибки при ведения бухгалтерского, налогового учета на предприятии:

  • увеличение в бухгалтерском учете расходов, учитываемых при вычислении базы налога доходов;
  • некоторое занижение выручки в случае реализации услуг/товара;
  • неправомерное уменьшение налоговой базы по НДС по причине неполного отражения в отчетности всех реализованных услуг и товаров;
  • завышение вычетов по налогу на добавочную стоимость в связи с ошибками, допущенными в отчетной документации.

Сама Федеральная налоговая служба дает обширный перечень самых разных рекомендаций – позволяющих подготовиться к проведению выездной камеральной проверки.

Их выполнение дает возможность избежать необходимости составлять уточненную декларацию, возражения.

Выездная камеральная проверка – серьезное мероприятие, к нему следует заранее готовиться.

Наличие недочетов, ошибок и неуплата налогов станет причиной начисления пени, наложения штрафов. Важно ответственно относиться к ведению бухгалтерского учета.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.