Планируют ввести единые общефедеральные стандарты
Аттестация означает проверку соответствия установленным стандартам, в отношении педагогических работников она включает подтверждение квалификации, проверку знаний и умений специалиста для присвоения определенной категории.
Предполагается, что в рамках реформ системы образования трансформируется и аттестация педагогических работников в 2019 году. Последние изменения, объявленные Рособрнадзором, пока не оформлены на законодательном уровне, однако новая программа, по словам министра просвещения Ольги Васильевой, будет введена в ближайшее время и точно до наступления 2020 года. Подробнее о порядке и нововведениях в сфере аттестации педагогических работников читайте в статье.
Цели аттестации
Аттестация проводится в следующих целях:
- стимулирование личностного роста и, в первую очередь, профессионального уровня учителя, квалификации и методологической культуры, увеличения объема знаний и совершенствования методики на основании исследования современных разработок;
- повышение эффективности труда учителя, его качества;
- выявление индивидуальных путей и методов совершенствования показателей конкретного педагога;
- выявление тенденций по применению методов повышения качества труда;
- выполнение требований государственных образовательных стандартов к условиям реализации образовательных программ при создании кадрового состава образовательных учреждений;
- обеспечение необходимого профессионального уровня педагогического состава образовательных учреждений;
- обеспечение дифференциации заработных плат зависимости от уровня квалификации педагогических работников.
Аттестация имеет значение при определении тарифа оплаты труда.
Особенности процесса
Порядок аттестации пока не изменился. Он установлен приказом Минобрнауки № 276 от 07.04.2014 г. Другие приказы об аттестации педагогических работников в настоящее время не действуют. Приказ № 276 был принят во исполнение нового закона «Об образовании» и вступил в силу 15 июня 2014 г.
Основные нововведения в порядок аттестации педагогических работников в 2019 году, введенные вышеназванным приказом:
- процедура передана на места, ее обязаны осуществлять органы управления образованием на уровне субъектов РФ;
- вторая категория была отменена, остались только первая и высшая категории;
- аттестация стала обязательной, установлена ее периодичность: раз в пять лет независимо от желания учителя и стажа его деятельности;
- категории присваиваются также на пять лет, после этого их необходимо подтверждать в установленном в приказе порядке;
- введено два вида аттестации: на соответствие занимаемой должности (ее должны теперь проходить педработники, не имеющие категории и не пожелавшие ее получить) и на присвоение категории.
Аттестация учителей в 2019 году на высшую категорию осуществляется так же, как и раньше, на добровольной основе, то есть по желанию. Это же правило распространяется и на присвоение первой категории. Заявление могут подать педагоги, не имеющие соответствующей квалификации, либо когда срок ее действия истекает. Если при аттестации на соответствие занимаемой должности заявление подает работодатель, то в случае аттестации на высшую категорию учитель делает это самостоятельно.
Заявление направляется в комиссию субъекта РФ:
- в Москве соответствующий образовательный центр находится по адресу: ул. Большая Декабрьская, дом 9;
- в Санкт-Петербурге — ул. Ломоносова, д.11, каб. № 426;
- в Самаре — ул. Ново-Садовая, 106 «Ж», каб. № 108;
- в Воронежской области — г. Воронеж, ул. Березовая роща, 54.
Также разъяснение порядка содержит портал департамента образования столицы или официальный сайт, аттестация контролируется органами управления образования. Сроки в порядке не установлены, но последние даты приема документов могут быть утверждены комиссиями.
При установлении соответствия занимаемой должности проводится письменный экзамен или компьютерное тестирование, при втором виде — экспертиза портфолио. Решения комиссии заносятся в личные дела в виде аттестационного листа и могут быть двух видов: положительные или отрицательные. Аттестация учителей начальных классов в 2019 году осуществляется по тем же правилам.
Порядок контрольных мероприятий был дополнительно разъяснен в письме Минобрнауки № 505 от 03.12.2014 г. Разъяснения достаточно подробные, они даны в форме ответов на наиболее часто возникающие вопросы на практике. Так, в ответе на первый же вопрос установлено, что положение об аттестации не могут принимать на местном уровне органы госвласти субъектов РФ. Порядок, предписанный указанным ведомственным актом, является единым для всех субъектов РФ.
Результаты аттестации педагогов заносятся в протокол, сообщаются учителю. В соответствии с п. 20 Приказа № 276, в двухдневный срок оформляется выписка из протокола с основными сведениями об аттестуемом и принятом комиссией решении. Выписка направляется непосредственно работодателю, который устанавливает педагогу соответствующую его квалификации зарплату. В организации документы хранятся в личном деле, с ними учителей знакомят под роспись.
В некоторых субъектах действуют системы электронного мониторинга образовательных учреждений (ЭМОУ). К примеру, в Белгороде областным Правительством принято постановление № 429-пп от 01.12.2014 «Об утверждении административного регламента … предоставления государственной услуги “Аттестация педагогических работников”…». В п. 3.4.6. этого акта сказано, что результаты тестирования автоматически фиксируются в программе «Аттестация кадров» системы ЭМОУ. Белгородская область для аттестации педагогических работников применяет цифровые технологии. В ряде других регионов, например, в Санкт-Петербурге, заявление на проведение процедуры можно подать через МФЦ.
Планируемые изменения в 2019 году
О них заявила, как уже говорилось ранее, министр просвещения. Впрочем, порядок не изменится, упор делается на содержание самой аттестации, то есть проверки квалификации.
Предполагается, что будет гарантирован индивидуальный подход. Вполне возможно, что будет скорректирована периодичность проверок, обсуждения касались и трех, и четырех годов. Могут появиться такие должности, как старший и ведущий учитель.
Изменения, вносимые в проверку знаний и навыков, которые уже заявлены:
- Планируют ввести единые общефедеральные стандарты.
- Проверка педагогических навыков будет осуществляться на основе видеозаписи уроков.
- Для оценки знаний можно будет использовать узкоспециализированные эссе, в дальнейшем планируется ввести экзамены по типу ЕГЭ.
- Молодые педагоги тоже смогут получать категории.
Система уже опробована в 19 регионах, результаты удовлетворили чиновников, поэтому решено ее распространить на всю страну.
Поделитесь в соц.сетях: