Особенности проведения банковского аудита

Все без исключения коммерческие предприятия проводят аудит. Причем бывает он различного типа – добровольный и обязательный.

Вне зависимости от его разновидности проводится он в соответствии с установленными на законодательном уровне требованиями. Они максимально подробно отражаются в действующем на сегодняшний день законодательстве.

Максимально серьезный подход в данной процедуре именно в банковских компаниях. Подобные учреждения часто попадают под пристальное внимание налоговых органов.

Особенно это касается дебиторских и кредиторских задолженностей. Также нередко само руководство банковских органов проводит проверки подобного рода.

Это позволяет выбрать верную экономическую стратегию, направление развития. Процедура аудита в банковской сфере имеет свои особенности, нюансы. Со всеми ними стоит ознакомиться заблаговременно.

Важные аспекты ↑

Банковские операции всегда находятся под пристальные внимание государства, его контролирующих органов. Именно поэтому всех кредитным компаниям стоит внимательно следить за соблюдением действующих по этому поводу законодательных норм.

На проведение аудита распространяется действие Федерального закона №307-ФЗ от 30.12.08 г.

Он отражает все основные правила проведения подобных процедур. Также существуют определенные дополнительные законодательные акты. Они являются узкоспециализированными.

Действие их распространяется только лишь на компании в банковской сфере. С ними нужно будет ознакомиться заранее. Все особенности, нюансы отражаются в подобного рода документах.

К основным вопросам, изучить которые необходимо будет заблаговременно, можно отнести следующее:

  • необходимые термины;
  • какова его роль?
  • действующие нормативы.

Необходимые термины

Аудит кассовых операций, его основы, а также перечень иных процедур описываются в законодательстве.

Но разобраться с отраженной в подобных законодательных документах можно будет только лишь в случае предварительного ознакомления со всеми необходимыми терминами.

В противном случае с законодательством будет трудно разобраться, возможны ошибки. К основным используемым понятиям можно будет отнести:

  • кредитная организация;
  • банк;
  • небанковская кредитная организация;
  • бухгалтерский учет;
  • аудит;
  • налоговый учет;
  • кассовые операции.

Кредитная организация представляет собой юридическое лицо, основной сферой деятельности которого является получение прибыли путем дачи денег в долг физическим/юридическим лицам.

Для осуществления подобного рода деятельности обязательно наличие специальной лицензии ЦБ РФ.

Кредитная компания может быть образована на основе фактически любой формы собственности, а также как хозяйственное общество.

Банк – учреждение, которые имеет законное право осуществлять определенный перечень операций:

Формирование вкладов Для физических/юридических лиц и их пополнение
Размещение денег в иных банках Для получения прибыли
Работа с банковскими счетами Физических/юридических лиц

Небанковская кредитная организация – предприятие, которое может решать различные задачи. Существует три различных вида подобных учреждений:

Осуществлять только перевод денег Без открытия счета
Осуществляющие определенную деятельность на основании особых федеральных законов Федеральный закон №7-ФЗ от 07.02.11 г.
Это интересно:  Как ведется бухгалтерский учет в сельском хозяйстве

Бухгалтерский учет – процедура отражения информации о ведении хозяйственной деятельности конкретной организацией. Вся информация обязательно отражается в специально подготовленных таблицах.

Учет обычно ведется при помощи специальных автоматизированных программ. Налоговый учет – процесс формирования базы для вычисления налоговых сборов, которые будут уплачены в бюджет.

Налоговый и бухгалтерский учет могут вестись как вместе, так и раздельно. Аудит – процедура осуществления проверки хозяйственной деятельности предприятия, бухгалтерской, налоговой отчетности.

Сам процесс проверки в обязательно порядке осуществляется в соответствии с установленными на законодательном уровне правилами.

Существует несколько различных видов аудита. Одним из самых востребованных в банковском деле является аудит кассовых операций. Под такими операциями понимается процесс приема или же выдачи наличных средств через кассу.

Процедура подразумевает составление пакета определенных отчетных документов, а также использование контрольно-кассовых машин. Аудит подразумевает также проверку фискальной памяти.

Какова его роль?

Департамент банковского аудита может назначить с целью решения множества различных задач. При этом данная процедура может быть проведена на полностью добровольной основе.

При помощи подобной проверки можно будет достигнуть следующих целей:

Проверка правильности Составления, формирования условий деятельности
Сверка достоверности оценки Имущественного состояния предприятия
В случае продажи Путем проведения аудита можно удостовериться в обоснованности установленной стоимости юридического лица
Разработка, предложения по оптимизации функционирования предприятия Осуществляется сравнительный анализ задолженностей различного типа
Составление программы реорганизации предприятии В случае необходимости или же ликвидации

В перечень основных задач, которые позволяет решить аудит, можно отнести следующее:

Оценка системы организации бухгалтерского учета А также успешности ведения деятельности в определенном направлении
Оценка правильности и законности Осуществления всех бухгалтерских операций
Составление перечня рекомендаций По оптимизации предприятия, устранению каких-либо сложностей
Составление бизнес плана Помощь в принятии решений экономического характера, выбор дальнейшего пути развития, решения финансовых проблем
Выявление различного рода резервов Для осуществления роста доходности предприятия
Проверка правильности ведения бухгалтерского учета А также соблюдения всех законодательных норм
Проверка верности формирования отчетности А также установления представления в них недостоверной информации

Действующие нормативы

В обозначенном выше случае необходимо ориентироваться на Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.08 г. Он максимально раскрывает вопрос аудита.

К основным разделам данного нормативно-правового документа можно будет отнести следующее:

ст.№1 Что представляет собой деятельность аудитора, какие обязанности у него имеются
ст.№2 Включает в себя полный печень законодательных актов, регламентирующих деятельность аудитора
ст.№3 Требования к деятельности компаний, специализирующихся на проведении аудита
ст.№4 Основные требования к лицу, которое может заниматься подобной деятельностью
ст.№6 Как выносится аудиторское заключение, что в него включено
ст.№8 Что подразумевается под независимостью аудиторский учреждений, а также самих аудиторов
ст.№12 Основания для аннулирования аудиторского сертификата, порядок проведения самой такой процедуры
ст.№13 Перечень прав, обязанностей самого аудитора, аудиторской компании
ст.№14 Перечень прав, обязанностей юридического лица, аудит которого проводится
ст.№15 Процедура государственного регулирования деятельности аудиторов
ст.№16 Что представляет собой совет по деятельности данного типа
ст.№17 Освещается вопрос деятельности саморегулирующейся организации
ст.№18 Какие предъявляются требования к желающим стать членом саморегулирующейся организации
ст.№19 Регламентируется процедура составления реестра аудиторских компаний
ст.№20 Дисциплинарные и иные взыскания по отношению к аудиторам, деятельность которые неудовлетворительна или же имеет явные нарушения
Это интересно:  Как проводится аудит налога на прибыль

Аудит банковской деятельности ↑

О проведении внутреннего банковского аудита можно узнать из специализированных законодательных актов. Но оптимальным решением будет все же обратиться в специализированную организацию.

В таком случае все же стоит ознакомиться с основными нюансами процедуры. К самым существенным вопросам стоит отнести следующие:

  • применяемые методы и приемы;
  • рабочая программа;
  • проверка вексельного портфеля;
  • при выдачи банковским гарантиям.

Применяемые методы и приемы

Сегодня существует набор стандартных методов проведения контроля рассматриваемого вида.

К основным относятся следующие:

Фактического контроля Проводится бухгалтерская инвентаризация на самом предприятии, аудитор обязательно присутствует при проведении процедуры данного типа
Метод документальный Составляется перечень обязательной в таком случае документации для проверки, после её представления аудитор начинает сверку данных
Расчетно-аналитический метод

Рабочая программа

Одним из самых важных этапов является программа аудита. Она представляет собой поэтапный перечень действий, которые необходимо будет осуществить проводящим рассматриваемого типа проверку.

Основными моментами разработки рабочей программы являются следующие:

  • обозначаются сроки проведения проверки;
  • составляется график аудита, отчетной деятельности, составления заключения;
  • обозначается уровень существенности проблем;
  • обозначаются производственные риски;
  • рассчитываются трудовые затраты.

После проведения аудита обязательно составляется специальный итоговый документ. В нем максимально подробно отражается информация по этому поводу.

Проверка вексельного портфеля

Одним из самых серьезных этапов является проверка внутрибанковской деятельности. В первую очередь это касается отчетности по операциям с учетными векселями.

Обязательно при этом учитывается перечень акцептов, эмитентов. Именно они и формируют вексельный портфель банка. Данный процесс имеет свои особенности, нюансы и правила проведения.

При выдаче банковским гарантиям

Многие банки сегодня работают в сфере оформления банковских гарантий. Важно помнить, что для работы в данном направлении обязательно должны иметься соответствующие ресурсы для этого.

При проведении аудита в данной сфере обязательно контролируется выполнение всех обязательных требований к организациям, которые занимаются подобной деятельностью.

Алгоритм составления отчетности является полностью стандартным.

Процесс проведения аудита банка имеет большое количество самых разных особенностей, нюансов. Со всеми ними по возможности стоит обязательно ознакомиться заранее.

Так можно будет избежать сложностей и задержек по времени в дальнейшем, при реализации данной процедуры внутри предприятия.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *