Особенности проведения аудита эффективности

Осуществление механизма финансового контроля по использованию средств бюджетных организаций является важной составляющей деятельности субъекта хозяйствования.

Законодательными актами описываются особенности проведения аудита эффективности.

Что нужно знать ↑

Путем аудита эффективности осуществляется проверка деятельности учреждений федеральной власти, получателей государственных денежных средств.

Что позволяет:

  • контролировать эффективность целенаправленного использования денег;
  • укрепить доверие к программе;
  • оценивать выполнение поставленных перед организациями задач;
  • мотивировать работу персонала;
  • планировать рост федеральных резервов;
  • своевременно выявлять причины отклонений от запланированных результатов.

Все эти действия способствуют достижению максимально возможного положительного эффекта. Для того чтобы это осуществить разрабатываются различные критерии оценки качества.

Средства, подготовленные для одного субъекта, могут совершенно не подходить для другого даже в одной сфере. Все критерии, используемые для анализа, одновременно отвечают нескольким характеристикам.

Они являются:

Формализованными При их отборе берутся во внимание положения нормативных документов, установленных стандартов, показатели деятельности проверяемых учреждений
Аналитическими На их формирование оказывают влияние федеральные средства, зафиксированные для анализа
Субъективно определенными Решение про отделение и применение для оценки эффективности принимают проверяющие субъекты

Заданных критерий достаточно, если они дают возможность оценить ситуацию и вынести обоснованные заключения о том, целенаправленно ли применяются выделенные государством средства.

Является ли их использование эффективным. Об эффективности финансового контроля говорят, если при проверке были выявлены:

  • незаконные расходы;
  • недостачи;
  • хищение денежных средств и запасов;
  • несвоевременный возврат денег в федеральный бюджет;
  • не перечисленные налоговые платежи;
  • потери от неправильно предоставленной финансовой отчетности;
  • недочеты в ведении учета деятельности организации.

На основании результатов оценки определяется степень возмещения причиненного материального вреда государству.

К финансовому федеральному контролю предъявляются следующие требования:

  1. Высококачественное планирование контрольных мероприятий.
  2. Соответствующая подготовка отчета по результатам.
  3. Строгое соблюдение установленных законодательством стандартов.
  4. Конфиденциальность.
  5. Понятное, подробное объяснение выдвигаемых требований.
  6. Обеспечение активов гарантиями.

Постепенное внедрение финансового контроля над качеством дает надежные заключения государственных инстанций. Что уменьшает риск судебных исков, повышает ответственность аудиторов.

Основные понятия

Аудит эффективности – это организованный, целенаправленный, системный метод анализа экономических данных субъекта хозяйствования.

По окончании процесса даются рекомендации, позволяющие улучшить показатели федеральной деятельности по решению поставленных задач.

Его составляют:

Экономичность Минимальное сокращение расходов, связанных с той или иной деятельностью. Позволяет обеспечить необходимое качество работы
Продуктивность Соотношение использованных ресурсов к результату деятельности. Она связана с внутренней работой предприятия
Результативность Сопоставление запланированных результатов работы с фактическим выходом

Критерии являются выполняемыми стандартами, которым должна подчиняться деятельность федерального учреждения. Содействуют правильному использованию государственных денежных ресурсов.

Объекты аудита эффективности:

Федеральные инстанции Которым доверено распоряжаться госимуществом
Субъекты хозяйствования Пользующиеся преимуществами, льготами, которые предоставляет государство
Главные распорядители Федеральных ресурсов
Социальные группы, учреждения, организации Использующие государственные средства
Казенные, унитарные предприятия
Организации, законно получающие федеральные средства

Кем проводится процедура

Обязанность принимать решение о проведении проверки возложена на учредителей или руководителей организации. Соответствующее распоряжение могут выдать инспектора Счетной палаты, ведущие юридические лица.

Нормативное регулирование

Статья 2 ФЗ № 41-ФЗ от 05.04.13 регулирует работу проверяющего органа, оговаривает его права и обязанности, возложенные на него полномочия.

Нормативный акт затрагивает все направления деятельности государственного органа, содержит стандарт проведения аудита эффективности распоряжения муниципальным имуществом.

Статья 34 БК РФ описывает цель аудита эффективности, которая состоит в определении экономного расхода федеральных средств, урегулировании соотношения результата с затратами.

ФЗ № 307-ФЗ от 30.12.08 содержит требования и нормы, касающиеся аудиторской деятельности:

  1. Перечень нормативных актов, определяющих проверку.
  2. Требования к аудитору.
  3. Порядок проведения повышения квалификации аудитора.
  4. Государственное регулирование проведения проверки.
  5. Советы аудиторам.
Это интересно:  Лучшие предложения франшиз в сфере ЖКХ

Деятельность аудиторов строится на некоторых законодательных актах. Среди них выделяются:

Ревизионные стандарты ИНТОСАИ (40-44, 166, 170, 183-185, 187, 191);

  1. ФЗ № 315-ФЗ от 01.12.07.
  2. Указы Президента РФ.
  3. НК РФ.
  4. Федеральные правила.
  5. Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Особенности проведения проверки ↑

Отличительной чертой аудита эффективности является то, что под его контроль помимо предприятий, учреждений, организаций попадают социальные группы граждан, пользующиеся федеральными льготами.

Среди средств федерального контроля над финансами аудит эффективности известен особыми характеристиками:

  • имеет особые цели, предмет, задачи, методику проведения;
  • основывается на основных методах и принципах проведения оценки;
  • играет важную роль в формировании и использовании федеральных средств.

Технология проведения аудита эффективности

Все виды проверок состоят из трех этапов, результаты которых подлежат документальному оформлению:

  • планирование;
  • осуществление;
  • составление отчета о результатах.

Период проведения аудита, временные затраты определяются целями, масштабом, предметом каждой отдельно взятой отрасли, количеством задействованных специалистов и объемом финансовых ресурсов.

На одно мероприятие отводится до четырнадцати месяцев. Каждый из вышеописанных этапов проверки предполагает тесное сотрудничество с руководством проверяемого объекта.

Особенно это касается решения особо важных вопросов. Согласованные действия приведут к хорошо налаженной работе проверяющих, созданию комфортных условий труда, получению объективных результатов.

Взаимодействие с руководителями учреждений поможет в нескольких аспектах:

Во время планирования Узнать о существующих проблемах, рисках в организации
При составлении методов проверки Познакомиться с критериями, определяющими правильное использование бюджетных средств
Во время составления заключений Получить дополнительные источники информации
До разработки рекомендаций Согласовать пути устранения найденных недочетов, несоответствий
При подготовке завершающего проекта по отчету Понять, какие меры руководство предпримет для разрешения проблемы

Аудит эффективности является довольно сложным процессом, требует больших навыков, опыта, умения. Проверяющие должны по мере необходимости консультироваться с практикующими специалистами различного профиля.

Это касается всех этапов проверки. Учитывая этот нюанс, некоторые учреждения создают специальную консультативную группу из независимых экспертов.

Перечень подлежащих заполнению документов:

  • план начального исследования объектов, подлежащих оценке;
  • информационные письма;
  • рабочие материалы, документы (фотопленки, на бумажных носителях, в электронном виде);
  • представления;
  • программа проведения аудита;
  • акты;
  • предписания;
  • отчет.

Требования к заполнению рабочей документации:

  1. Полное, подробное содержание данных о правовой, экономической среде проверяемого объекта.
  2. Отражение информации о характере, объеме выполненных процедур.
  3. Фиксирование реальных данных, которые используются в качестве доказательств.
  4. Содержание обоснования всех сделанных выводов, важных заключений.
  5. Приложение копий юридических документов, бухгалтерской отчетности, переписки с руководством учреждения.
  6. Указание использованных материалов.

Структура каждого документа:

  • название;
  • присвоенный номер;
  • наименование проверяемого учреждения;
  • период аудита;
  • полное содержание документа;
  • ссылки на источники проверенной документации;
  • подпись лица, ответственного за подготовку бумаг.

По окончании проверки все документы сшиваются, пронумеровываются, укомплектовываются в файлы или папки, хранятся в заранее определенном порядке.

Действующей информационной инфраструктуры

Информационные технологии существенно облегчают работу различных организаций, учреждений.

Они играют значительную роль в следующих областях:

  1. Оптимальная постановка процессов производства.
  2. Повышение эффективности управления.
  3. Осуществление прогнозирования и планирования.
  4. Проведение анализа рисков.

Использование ИТ в крупных федеральных ведомствах, учреждениях, министерствах во многом определяется решением действующего руководства. Опыт проверки ИТ систематизирован известной ISACA.

Это интересно:  Понятие безопасных и вредных условий труда, контроль за соблюдением нормативов

Специалисты сформировали разработки в соответствующих нормативах COBIT. Процесс аудита технологий конкретной организации в сфере бизнеса состоит из нескольких этапов:

Изучение настоящего положения дел, планов дальнейшего развития Проводится анкетирование работающих специалистов. Берется интервью у работников
Сравнение полученных результатов с действующими нормативными стандартами Исследуется организационная структура, принципы управления информацией. Проводится тестирование аппаратного обеспечения
Разработка рекомендаций Анализируется полученная информация. Подготавливается развернутый отчет

Перечень документов, подготавливаемых во время проверки:

Список ответственных лиц Проводивших анализ различных направлений
Перечень используемого аппаратного обеспечения
Организационная структура ИТ в учреждении Внешняя, корпоративная, локальная
Характеристика отдельно взятых систем Сбора и передачи информации
Описание набора данных Относящихся к проверяемой организации
Рекомендуемое планирование Для построения целостности информационной системы
Функционирование информационной безопасности
Описание, используемых законодательных актов Производственных функций, планируемой автоматизации

По поводу использования запасов

Для характеристики эффективности применения материальных ресурсов используются общие показатели:

  • получаемый доход;
  • темпы роста производства;
  • удельный вес материальных затрат.

В процессе проверки анализируется динамика изменений, спровоцировавших ее причины.

Для начала изучается списание, использование материальных ресурсов, полученные данные сравниваются с плановыми показателями, выясняются причины отклонений.

При оценке учета использования запасов рассматриваются следующие вопросы:

  • организация учета;
  • порядок ведения складского хозяйства;
  • составление договоров с поставщиками;
  • соблюдение налогового законодательства.

Аудиторская проверка проходит в несколько этапов:

  1. Изучение политики организации.
  2. Проверка степени надежности системы, контролирующей учет запасов, государственных расходов;
  3. Обследование складского хозяйства;
  4. Анализ материальной ответственности и отчетности.
  5. Проверка учета запасов.
  6. Исследование полноты оприходования ценностей.
  7. Рекомендации руководству учреждения.

Деятельности наркологической службы

Обязанности осуществления аудита эффективности в сфере здравоохранения определяются путем издания главным врачом региона соответствующего распоряжения.

В состав проверяющих групп входят специалисты, имеющие медицинское образование и сертификат специалиста. В результате аудита исследуется:

  • штатный состав (уровень квалификации медицинских работников);
  • качество амбулаторной помощи;
  • учет лиц, состоящих на учете в диспансере, по отдельным заболеваниям;
  • санитарно-просветительская работа с лицами, не достигшими совершеннолетия;
  • ведение амбулаторных карт;
  • грамотность заполнения карты диспансерного учета;
  • правомерность закрытия и выдачи больничного листа;
  • присутствие наркологических коек;
  • ведение истории болезни;
  • летальные случаи;
  • проведение экспертизы опьянения;
  • консультирование.

В заключении делаются соответствующие выводы. Главный врач учреждения получает рекомендации.

Использования бюджетных средств

Проверку проводит Счетная палата. Весь процесс охватывает несколько моментов:

  1. Аттестация финансовой отчетности.
  2. Оценка соблюдения требований нормативных актов, правил, норм.
  3. Исследование работы органов внутреннего контроля.
  4. Проверка обоснованности и честности в принятии административных решений.

Внедрение аудита эффективности позволяет сохранить бюджетные средства, предотвратить их неправильное использование, растрату и хищение. Что позволяет более эффективным способом решать социально-экономические задачи.

Расчет эффективности внутренней проверки

Внутренний аудит производится внутри организации и является неотъемлемой частью управления.

Во время проверки производится оценка:

  • применения экономической политики организации;
  • функционирования внутреннего контроля.

Благодаря осуществлению внутренней своевременной проверки поддерживается порядок во всех сферах деятельности:

  • логистика;
  • финансы;
  • маркетинг;
  • управление персоналом.

Внутренние аудиторы способствуют обнаружению недостатков, слабых мест, сохранности активов, выявлению внутренних резервов, определению путей по их эффективному применению.

Существуют ли ограничения ↑

Бывают случаи, когда при проведении проверки затрагиваются вопросы, решения которых имеют политический подтекст. Проверяющая группа не оценивает деятельность учреждения, с точки зрения социально-экономической политики.

Главной задачей является грамотное использование федеральных ресурсов, направленных на реализацию государственных программ.

Особенности проведения аудита эффективности регулируются общими нормативными актами.

Проверка направлена на выявление несоответствий в соблюдении установленных норм, их устранение, более продуктивное использование бюджетных средств.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.