Новый «налог на огород» для физических лиц – чего ждать?

Законопроект № 483530-7 призван вывести из тени фермеров-нелегалов

Информация о скором введении «налога на огород» не на шутку обеспокоила владельцев дач, садоводов и огородников. Поводом для распространения страхов послужил законопроект № 483530-7, который был принят Госдумой в первом чтении 11 октября 2018 года. Официальное название документа: «О внесении изменений в статьи 346.43. и 346.45. части второй Налогового кодекса РФ».

Сразу после одобрения законопроекта в СМИ распространилась информация о том, что данной инициативой будет введен новый «налог на огород» в России в 2018-2019 году. А те огородники, кто продают излишки выращенного в своих подсобных хозяйствах, уже в ближайшее время будут вынуждены ежегодно уплачивать в бюджет по 50 тысяч рублей. Сразу скажем, что паника необоснованна. Однако дыма без огня не бывает, поэтому необходимо тщательно разобраться в этой ситуации.

Причина слухов и возмущения

Не секрет, что для многих представителей старшего поколения, пенсионеров и жителей сельской местности, подсобное хозяйство и выращиваемые на нем культуры, а также домашняя птица или мелкий скот — это важный источник пропитания и доходов. А 50 тысяч для таких людей — огромные деньги. Поэтому автора проекта С. Максимову, депутата от «Единой России» от Тверской области, в Интернете подвергли резкой критике. Соответствующий вопросы получили и юристы takovzakon.ru.

«По телевизору сказали, что «Единая Россия» придумала налог на огород. Что это еще такое? Неужели мне придется платить каждый год по 50 000 рублей этим дармоедам? У меня нет таких денег», – возмущается Василий Петрович из Москвы.

«Я живу в Санкт-Петербурге, а огород у меня в Ленинградской области. Скрывать не буду, урожай хороший. Время от времени мы продаем фрукты, овощи и цветы скупщикам на фермерском рынке в Девяткино. До сих пор я считала, что это абсолютно законно. Если нам придется платить налог на выращивание в огороде овощей и фруктов, то эта деятельность просто потеряет смысл. Мы, старики и старухи, потеряем хоть и небольшую, но какую-никакую прибавку к пенсии. Неужели это правда?» – спрашивает Ирина Владимировна.

«Это правда, что власти вводят с 1 января 2019 года налог на ЛПХ в России, и всем теперь придется покупать патент на выращивание и сбор урожая на «бабушкином огороде»?», – спрашивает Павел из Краснодара.

Разберемся, насколько обоснованны эти опасения.

Начнем с того, что законопроект в случае принятия вступит в силу не раньше, чем через месяц после официальной публикации. И не раньше 1-го числа налогового периода по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения. Уже это означает, что никакой налог на огород в 2018 году действовать не начнет. Ориентироваться надо на 2019 год.

Это интересно:  Какие нужны документы в налоговую для получения налогового вычета

Кроме того, речь в нем идет о патентной системе налогообложения, которая, как известно, добровольная. Ее можно применять либо оставаться на другой системе. Участвуют в этом те, кто в принципе может платить налоги по данной схеме, то есть индивидуальные предприниматели. На что ясно указывает 1 часть ст. 346.43. Физических лиц, не зарегистрированных в качестве ИП, этот налог не касается. «Обязаловка» для дачников регистрироваться в качестве ИП и покупатель патенты – не предусмотрена.

Содержание законопроекта

Инициатива затрагивает следующие положения Налогового Кодекса:

  • пункт 2 ст. 346.43., где перечислены виды предпринимательской деятельности, при осуществлении которых можно применять патентную систему (ПСН). Он дополнится еще двумя видами: «64) животноводство; услуги в области животноводства; 65) растениеводство, услуги в области растениеводства».
  • полномочия субъектов РФ в сфере регулирования этих вопросов будут расширены. П. 8 той же статьи может быть дополнен п.п. 5. В нем говорится, что власти субъектов смогут объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода». То есть, если ИП занимается оказанием услуг, связанных и с животноводством, и с растениеводством, ему можно будет получить один патент.

Поправки, которые должен внести в проект Комитет по налогам, касаются, в том числе, понятия «единый патент», которого на данный момент нет в НК РФ.

Делаем вывод – обязательный налог на ЛПХ в 2018 году — фикция, порождение сплетен. Садоводам и огородникам важно правильно понять содержание предлагаемых изменений.

Законопроект № 483530-7 каcается владельцев только тех личных подсобных хозяйств, которые сегодня по сути занимаются нелегальной предпринимательской деятельностью, то есть не время от времени, а постоянно (в течение сезона) осуществляют сбыт сельхозпродукции, выращенной за ЛПХ (часто с использованием наемного труда), и получают от этой деятельность прибыль. Таким предпринимателям закон поможет «выйти из тени» с минимумом бюрократических проволочек. Вместо того, чтобы разбираться с правилами бухгалтерии, заниматься заполнением деклараций и бумаг, фермеры смогут зарегистрировать ИП и приобрести патент без дополнительной бумажной волокиты.

Патент по длительности можно оформить на срок от 1 до 12 месяцев. Что удобно для сезонных работ. К примеру, фермер знает, что соберет и продаст весь урожай в сентябре-октябре. Ему не надо оформлять ПСН на год. Стоимость озвучена примерная — около 4 000 руб. в месяц. Упомянутый фермер может заплатить 8 тысяч и торговать спокойно. Если получать патент на весь год, тогда получается сумма около 50 тысяч — та сумма, которая и вызвала панику. Но главное – это отсутствие обязанности покупать патенты тем, кто не ведет коммерческую деятельность. Им беспокоиться вообще не стоит.

Это интересно:  Сроки командировки и их оплата согласно нормам ТК РФ

Подробности

В пояснительной записке целью законопроекта названо налоговое стимулирование развития малого предпринимательства. Есть ссылка на мартовское послание Президента, где отмечена важность создания условий для роста доходов жителей сельских территорий.

На местном уровне положительный эффект от принятия предлагаемых изменений ожидается в виде укрепления доходной базы местных бюджетов, в том числе за счет легализации бизнеса.

В финансово-экономическом обосновании проекта указано, что его принятие не приведет к сокращению доходов и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Итак, законопроект расширяет виды предпринимательской деятельности, в отношении которых можно применять ПСН. Он напрямую не касается физических лиц, осуществляющих посадку плодово-овощных культур или разведение кур для личных целей и продающих излишки урожая. Если же такая деятельность имеет все признаки предпринимательской, то фермер обязан зарегистрировать ИП и платить налоги. После принятия закона он сможет делать это по патентной системе.

К слову, выращивание овощей или фруктов на продажу и без нововведений может вызвать проблемы с налоговой инспекцией и полицией. Такая деятельность не должна быть систематической и содержать признаков предпринимательской деятельности, которые указаны в ст. 2 ГК РФ. В противном случае предприимчивому садоводу грозит ответственность по ст. 14.1 КоАП РФ.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.