Как защитить права предпринимателей в России

В 2008 году Российскую Федерацию посетил кризис, последствия которого не ликвидированы до сих пор. Чтобы облегчить долю бизнесменов, в кризисном 2008 году власти приняли ФЗ 294 о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Закон служит для регламентации порядка и сроков проведения проверок, которые контролирующие организации проводят в отношении различных субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, действующих на территории России.

В чем преимущество ФЗ 294

Данный закон дает бизнесменам мощный инструмент для защиты собственного бизнеса от произвола чиновников и позволяет доказать свою невиновность в судебных органах. Даже если ходе контрольного рейда были выявлены нарушения, наказания не случится.

Судебная практика показывает, что можно оспорить выводы проверяющих органов в следующих случаях:

  • бизнесмен не был вовремя предупрежден о проверке;
  • его проверяют чаще, чем положено, без серьезных на то оснований;
  • внеплановые мероприятия без обоснований;
  • проверка проводилась без санкции уполномоченных на то органов;
  • превышение полномочий, например Росалкогольрегулирование начало исследовать взаимоотношения
  • предпринимателя с пенсионным фондом;
  • несвоевременное вручение документа с результатами визита.

Закон о защите прав предпринимателей при проведении проверок впервые ограничил права бюрократов.

Однако есть целый список случае, в которых он не действует. Например, в случае чрезвычайных обстоятельств или при проведении оперативно – розыскных мероприятий. Всего этот список насчитывает порядка 40 пунктов. В основном они касаются предпринимательства в сфере финансов.

У проверяющих остался замечательный способ обойти запреты, объявив рейд или иное массовое мероприятие. В таком случае их действия не подпадают под ФЗ-294.

Особо стоит отметить, что в 2014 году был принят федеральный закон №307, который вывел из под действия ФЗ-294 деятельность компаний, которые зарабатывают на распространении информации во всемирной паутине.

Плановые мероприятия

Сейчас контролирующие органы в своей деятельности основываются на плановости проверок по трехлетнему графику. Даже в случае необходимости внепланового визита осуществляется защита прав предпринимателей в России, поскольку есть только три основания для экстренного визита:

  1. Чрезвычайная ситуация.
  2. Обращении граждан о нарушении их прав.
  3. Контроля за выполнением ранее выданного предписания.

Все эти случаи имеют вполне логичное обоснование, и направлены на исполнение законности.

Первое исключение

В тех случаях, когда деятельность предприятия наносит вред, госорганы обязаны вмешаться. Если фабрика сбрасывает отходы в реку, или от пищевой продукции происходит массовое отравление людей. Когда недобросовестный застройщик вырубает деревья, не стоит ждать трех лет.

Конечно, некоторые из этих действий связаны с коррупционной составляющей и подкупом чиновников, однако запрет проверок приведет к откровенному беспределу.

Это интересно:  Производство макарон как бизнес

Второе исключение

Если нарушены права потребителей, список которых перечислен в ЗоЗПП, специальные органы не должны ждать трех лет для защиты прав гражданина.

Например, в случает отказа поменять бракованное изделие, или при некачественном ремонте бытовой техники, гражданин имеет право обратиться в контролирующую организацию. А она обязана принять меры, чтобы не допустить повторения таких ситуаций. Права и обязанности предпринимателей не должны ущемлять права простого человека.

Однако есть интересный момент. Обращение гражданина не может быть анонимным. Если невозможно установить личность жалобщика, внеплановая проверка проводиться не может.

Третье исключение

Если после проведения плановой проверки выявлены нарушения, то контролирующий орган обязан удостовериться в их ликвидации. Поэтому госслужащий обязан проконтролировать исполнение предписания. При этом он не имеет права выискивать иные нарушения, которые не были выявлены ранее.

Все внеплановые проверки должны проводиться с санкции прокурора

Кроме того, проверка может осуществляться документарно, без выезда на место осуществления предпринимательской деятельности. Например, многие нарушения не требуют присутствия контролера, чтобы убедиться в их ликвидации.

Основные концепции закона

Согласно статье 3 вводятся новые принципы взаимодействия государства и бизнеса, которые основываются на презумпции добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Теперь чиновнику нужно доказать, что произошло правонарушение. Ранее бизнесмену приходилось доказывать, что он ничего не нарушил, по крайней мере на практике это было так.

Были разграничены обязанности между государственными и муниципальными органами. Один и тот же вид деятельности не может быть регулируем разными органами. Это упразднило невыполнимость отдельных нормативных актов, когда изданные разными ведомствами распоряжения противоречат друг другу.

В пятой главе закона разделяются полномочия между госорганами и муниципальными властями. Кроме того, они обязаны информировать друг друга о будущих действиях, делиться результатами. Важно и то, что открывается информация о проведенных проверках, что позволяет бизнесмену прогнозировать активность работы в этом регионе и избежать возможных осложнений.

Уведомительный порядок

Этим же нормативным актов вводится понятие открытости информации для субъекта предпринимательской деятельности. Теперь он заранее знает, когда к нему нагрянут гости. Еще одно новшество 294 закона – уведомительный порядок для 36 видов деятельности. В дальнейшем к ним добавилось еще 3.

Теперь уже действующему предприятию достаточно уведомить налоговые органы о новом направлении деятельности и не дожидаться разрешения.

Однако стоит учесть, что осуществление деятельности без постановки в известность государственных органов влечет за собой наказание, предусмотренное законами РФ.

Рискоориентированность

При планировании проверок государственная власть и муниципальные органы обязаны рассчитывать риски, которые несет обществу предпринимательская деятельность.

Так, производство взрывоопасных веществ и ядохимикатов обладает потенциально большей опасностью, чем ателье по пошиву одежды. Значит они требуют больше внимания. Нормативы по рискам устанавливаются Правительством РФ. Им же устанавливается порядок проведения проверок в соответствии с этими нормативами.

Это интересно:  Регистрация некоммерческих организаций — как все проходит?

Документарная проверка – основные правила

При отсутствии необходимости выезда на место деятельность юридического лица или ИП может быть изучена документарно. В этом случае проверяющий орган запрашивает вся необходимую документацию, которая заверяется руководством компании. Контролер не имеет права требовать их нотариального заверения.

Если пакет документов недостаточен, или есть сомнения с их достоверности, инспектор вправе запросить дополнительную информацию повторно. Она заверяется печатью и личной подписью руководителя.

Если же и в этом случае нет уверенности в законности деятельности, обнаружены ошибки, неточности или расхождения, руководитель обязан пояснить ситуацию в письменном виде.

При отсутствии пояснений принимается решение о виновности организации, с наложением соответствующих санкций.

Все на выезд

Когда оказывается невозможно документарным путем оценить работу бизнеса, к нему могут нагрянуть гости. Но с предъявлением соответствующих удостоверений и иных бумаг, в противном случае бизнесмен имеет право не пустить таких гостей даже на порог.

Исключением является случай экстренной ситуации, тогда санкция прокурора может быть предоставлена в течение 24 часов. При этом прокурор может и не разрешить проверку, тогда проверяющие обращаются к нем повторно. Если и повторное обращение не принесло результата, итоги проверки отменяются.

Что помогает кроме ФЗ-294

Не только 294 закон помогает предпринимателю отстоять свои права. Существуют внесудебные формы защиты прав предпринимателей – нотариальная, третейский суд и рассмотрение претензий в особом порядке.

Нотариус имеет право действовать от имени государства, в третейском суде рассматриваются дела по обоюдному решению сторон обратиться именно сюда. Претензионный порядок помогает решить ряд проблем, которые оговорены в соответствующих законах.

В любом случае, если разбирательство не привело к желаемому результату, бизнесмен имеет право обратиться в арбитражный суд.

Права предпринимателя на имущество ничем не отличаются от прав других субъектов государства, что приписано в Гражданском кодексе. Конечно, чиновник не может отобрать у гражданина единственное жилье или личные вещи даже в судебном порядке, в отличие от имущества компании. Но купля – продажа и отчуждение собственности не могут происходить без соблюдения законов РФ и ее Конституции. Поскольку каждый бизнес – это тоже чье-то имущество.

Что будет предусмотрено дальше

На данный момент прошло много времени после принятия 294 Закона. Произошли изменения в экономической и общественной жизни, которые привели к принятию многочисленных поправок.

На данный момент на рассмотрении законодательных органов находится новый закон о государственном и муниципальном контроле, который по планам вступит в действие в 2017 году. В нем будут прописаны новые способы и формы защиты прав предпринимателей, более соответствующие наступившей эпохе.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.