Одним из оснований прекращения трудовых отношений с работником является его смерть. Данное событие влечет за собой оформление многочисленной документации и денежные выплаты компенсационного характера родственникам умершего. Данная статья написана с целью рассмотреть подробно, как уволить умершего сотрудника, образец приказа на увольнение и многие другие нюансы по этой теме.
Содержание:
Законодательные формальности
В сложной ситуации, касающейся смерти работника, у работодателя может возникнуть вопроc: «Как уволить умершего сотрудника?». Такие события на производстве случаются нечасто, однако нужно быть подготовленным и в случае необходимости знать, какие нужно принимать меры для оформления документации. Также следует владеть информацией для компетентного объяснения родственникам об их правах и обязанностях.
В законодательстве предусмотрено увольнение работника в связи со смертью. Статья ТК РФ раскрывает особые правила оформления документации в сложившейся ситуации. Процедура прерывания трудовых отношений с умершим и его увольнение требует выполнения всех предусмотренных законодательством формальностей.
Увольнение умершего сотрудника — особая процедура, обладающая специфическими чертами
Документальное оформление увольнения
Чтобы правомерно уволить сотрудника, необходимо грамотно юридически обосновать причину проведения процедуры. В данной ситуации необходимы документы, подтверждающие факт смерти:
- свидетельство о смерти человека, выданное органами ЗАГС;
- постановление суда, на основании которого человек был признан умершим.
При подготовке документации, следует учесть, что необходимо проверить правильность ее оформления. Свидетельство о смерти выдается на руки родственникам умершего, в случае, если смерть наступила в результате подтвержденной ранее болезни.
Постановление суда необходимо получать:
- при подаче заявления в судебный исполнительный орган от заинтересованных лиц, в качестве которых обычно выступают родственники, о неизвестности местонахождения лица на протяжении периода времени, превышающего год;
- при отсутствии информации о человеке, не появляющегося по месту своей прописки на протяжении 5 лет;
- при исчезновении без вести в условиях, угрожающих жизни.
Обратите внимание: обжаловать постановление суда, на основании которого человек признан мертвым, возможно родственниками или другими заинтересованными лицами в течение месяца.
Образец приказа на увольнение в связи со смертью работника представлен для ознакомления на сайте. Трудности при оформлении увольнения возникают, если для подтверждения случившегося события необходимо постановление суда, а не свидетельство о смерти. В некоторых ситуациях необходимо проведение дополнительного расследования, что занимает некоторое время, на протяжении которого увольнять работника запрещено законодательством.
После предоставления работодателю одного из двух документов, трудовые отношения прекращаются в автоматическом режиме. При этом не нужно получать согласие работодателя.
Документальное оформление приказа
При оформлении приказа, следует учесть, что к нему необходимо приложить копии документов, подтверждающих факт смерти. Запрещено составлять распорядительную документацию на основании устного заявления родственников.
Основные правила составления распорядительной документации:
- Приказ оформляется по форме Т-8, утвержденной в управлении статистики.
- Обязательным элементом является указание причины расторжения трудового договора.
- Раздел ознакомления работника с приказом заполнять не следует.
При оформлении приказа, следует учесть, что в нем должны содержаться информационные данные:
- инициалы умершего работника;
- наименование подразделения и участка, на котором он работал;
- основание расторжение договора (необходимо указать название и регистрационный номер подтверждающего документа);
- подпись работодателя.
Обратите внимание: обязательным условием оформления распорядительной информации является информация о работодателе в шапке документа, а также его регистрация в журнале учета приказов с присвоением номера с указанием даты составления.
Увольнение по причине смерти сотрудника будет реализовано после правильного оформления необходимой документации.
Свидетельство о смерти — одно из важнейших оснований для увольнения
Определение даты прекращения трудовых отношений
При оформлении распорядительных документов работодателя часто возникают вопросы, например, какой датой оформляется приказ на увольнение в связи со смертью работника. Процесс увольнения работника, который умер, оформляется соответствующим приказом днем его смерти, в соответствии с подтверждающей информацией о данном событии.
Эта дата указывается, даже в случае, если день смерти выпадает на праздничный или выходной день. Следует учесть, что правильное составление документации подразумевает указание в ней такой даты составления приказа, которая соответствует данным в документации являющейся юридическим доказательством факта смерти работника.
Оформление трудовой книжки
Несмотря на кажущуюся бесполезную формальность, трудовую книжку работника следует оформить в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, невзирая на то, что документ ему уже не понадобится. Утвержденные нормативными правовыми актами правила обращения с трудовыми книжками, в которые входят их заполнение, хранение и учет, обязывают их выполнять на законодательном уровне.
Для того, чтобы правильно оформить запись в трудовой книжке об увольнении сотрудника по причине его смерти, кадровому работнику необходимо координировать свои действия при помощи ТК и специальной инструкции.
На основании этих нормативных документов необходимо:
- заполнить третью графу документа с указанием информации о факте прекращения действия трудового договора с ссылкой на 83 статью Трудового Кодекса;
- дата смерти работника указывается в графе 2, при этом она должна совпадать с данными, подтверждающие факт наступления события, предоставленные родственниками умершего;
- заверить печатью оформленную книжку.
Обратите внимание: в графе, где обычно работники ставят свою подпись о том, что они ознакомлены с записями в трудовом документе, в данной ситуации никаких отметок делать не стоит.
Подпись родственников умершего не нужна в трудовой книжке. Для лучшего понимания оформления документации строгой отчетности, на фотографии ниже будет представлен образец записи в трудовой книжке.
Выдача или хранение трудовой книжки после смерти ее владельца
После оформления трудовой документации, ее нужно выдать на руки родственникам, для чего им необходимо предоставить работодателю документ, удостоверяющий личность и подтверждающий родство с умершим. Родственник после получения трудовой должен оставить свою подпись в журнале учета трудовых книжек, в котором указывается информация о лице, получившем документ.
В случае невозможности явки на предприятие родственнику, оформление процедуры доставки трудовой книжки к адресату возможно при помощи почтовой услуги. При этом важно отправить документ в качестве ценного письма с описью вложенного в него. Для оформления такого сценария родственнику нужно написать соответствующее заявление
Выплаты денежных средств родственникам умершего
Увольнение в связи со смертью работника связано не только с документальными оформлениями, но и с выплатами положенного умершего. Выплаты денежных средств осуществляются в соответствии с законодательством, регулирующим наследственное право.
После смерти человека, его родственники должны оформить наследство. При распределении денежных средств с предприятия в виде заработной платы, социальных пособий, материальной помощи, первоочередное право получения наследства имеют иждивенцы работника, или члены его семьи, проживающие на момент смерти с ним в одной квартире и имеющие определенную степень родства с умершим.
Предприятие обязано осуществить полагающиеся выплаты на протяжении 4 месяцев после оформления документации, касающейся наследства. Оформление увольнения собственного сотрудника, в связи с его смертью – процесс не сложный для предприятия.
Сложности, скорее всего, возникают только с моральной точки зрения. Тяжело окружающим людям, которые знали работника и тесно с ним общались. Однако, грамотный работодатель и его бухгалтер, должны быть компетентны в любых производственных вопросах, которые могут возникнуть в процессе хозяйственной деятельности и знать, как действовать в любых ситуациях.
Поделитесь в соц.сетях: