Как проводится аттестация госслужащих

Каждый государственный служащей периодически должен пройти аттестацию. Что она собой представляет, для чего нужна и какой порядок ее проведения – об этом и пойдет речь.

Законодательством установлено особые требования к таким лицам, как госслужащие. А в последнее время ожесточились и все правила проведения проверки на соответствие занимаемой должности.

Аттестация проводится в обязательном порядке для каждого такого сотрудника в установленное нормативными актами время.

Общие сведения ↑

К аттестации государственного служащего руководству стоит отнестись серьезно, ведь эта процедура позволяет определить уровень знаний, компетенции и профессионализма сотрудника.

Разберемся, какое определение такому процессу дано в законодательных документах, какие этапы проведения аттестации.

Основные понятия

Госслужащие – работники, которые исполняют определенные обязанности согласно требованиям к должности на государственной службе.

Выделяют такие виды госслужащих:

  • федеральный служащий;
  • гражданский служащий субъекта РФ.

Аттестация госслужащего – определение квалификационного уровня государственных служащих. Проводится для того, чтобы выявить, насколько лицо соответствует должности, которую занимает.

Должны проходить аттестацию не только госслужащие, но и:

  • судья;
  • исполнительный руководитель и специалист, что связан с обеспечением безопасности судоходства;
  • педагог государственного, муниципального учреждения и т. д.

Классификация процедуры

Процесс имеет такие составляющие:

Сначала ставят цели и задачи аттестации
Разрабатывают подготовительные мероприятия
Собирается, изучается, анализируется и обобщается информация о сотруднике Который проходит аттестацию
Проводится аттестационное оценивание Госслужащих, выявляется, насколько они соответствуют государственным должностям, которые занимают
Аттестационная комиссия готовит рекомендации
Определяется порядок принятия решений По результату аттестации о присвоении квалификационных разрядов сотрудникам, о материальных и моральных поощрениях
Формируется порядок выполнения результата аттестации Оценки и рекомендации (разрабатываются мероприятия, которые будут этому способствовать)
Определяется периодичность действий Выявляются субъекты и методы реализации таких действий, определяются последствия, ответственность

Действующие нормативы

Актуальны такие законы России:

ФЗ № 119 Что был утвержден правительством Российской Федерации 31.07.1995
Указ президента об аттестации № 353 Что был принят 9.03.1996

Порядок проведения аттестации государственных служащих ↑

Аттестация проводится раз в 2-4 года. Не должны ее проходить такие категории государственных служащих:

  • лица, что занимают должность меньше года;
  • лица, что имеют предельный возраст для замещения должностей;
  • беременные женщины;
  • родители малолетнего ребенка, которые находятся в отпуске по уходу за ним;
  • лица, что заняли должность по конкурсу (один год), получили квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг);
  • лица, что окончили обучение и повысили квалификацию, прошли переподготовку.

Для проведения аттестации нужно создавать аттестационную комиссию, в которую будет входить:

  • председатель;
  • зам председателя;
  • секретарь;
  • члены комиссии.

В ее составе должны быть работники юридического, кадрового органа, работники профсоюза и независимый эксперт.

Если административных

Осуществляется проверка того, какую лицо имеет профессиональную подготовку, правовую культуру и может ли работать с гражданами.

Основной критерий оценивания – способен ли служащий выполнять возложенные обязательства. Если лицо поступило на госслужбу в первый раз, должно пройти аттестацию по окончанию трехлетнего периода работы.

Этапы аттестации:

  • подготовительный;
  • тестирование;
  • собеседование с работником;
  • принятие решения.

Подготовка предполагает:

  • сбор необходимой документации;
  • разработку графика проведения процедуры;
  • выбор членов аттестационной комиссии;
  • установление срока и места проведения аттестации.

Отделом кадров периодически определяются служащие, которые должны пройти аттестацию.

Затем руководство издает приказ об утверждении списка государственных служащих, что подлежат аттестации, срок проведения процедуры, состав комиссии.

В обязательном порядке представляется письменной уведомление всем аттестуемым за месяц. Оформляется служебная характеристика по утвержденным формам, и направляется в отдел кадров.

Работник отдела кадров знакомит госслужащего с подготовленной характеристикой за 3 недели до заседания комиссии. Лицо вправе не соглашаться с характеристикой и подавать исправленную информацию.

Далее на каждого сотрудника оформляют аттестационные листы по регламентированным формам. Собранные сведения направляются комиссии.

Рассмотрим порядок проведения аттестации:

Она проводится комиссией в присутствии самого государственного служащего Если лицо отсутствовало на работе, он должен будет пройти аттестацию после выхода на рабочее место. Если уважительных причин отсутствия сотрудника нет, тогда аттестация может проводиться комиссией без служащего на базе тех материалов, что имеет
После изучения материалов комиссией будет принято решение лицо соответствует должности и рекомендовано для зачисления в кадровые резервы для получения более высокой категории;

лицо соответствует должности;

лицо должно повторно пройти аттестацию;

работник не соответствует должности
Последнее возможное решение Отрицательный результат
Пока не принято решение Комиссией могут использоваться методы, анкеты и групповые дискуссии
Члены аттестационной комиссии Принимают решение, проголосовав
Повторные аттестации Проводят спустя полгода после первой аттестации
Решение отражается в протоколах
Служащего стоит ознакомить с решением
Решение утверждает руководство И оно вписывается в лист аттестации
Такой лист и служебные характеристики Сохраняются в личных делах
Это интересно:  Изменения в ОСАГО в 2019 году – новые тарифы

По поводу гражданских

Аттестацию гражданского служащего стоит проводить в соответствии с требованиями ст. 48 ФЗ О госслужбе РФ и

Положения, что принято Указом президента № 110. Не проходят процедуру те же категории сотрудников, что описаны выше.

При проведении процедуры должно быть учтено, соблюдаются ли госслужащим ограничения, не нарушен ли запрет, выполняются ли требования к поведению служащего и обязанности, что установлены нормативными актами.

Результат исполнения гражданскими служащими правил учитывается при проведении конкурсов на замещение должностей гражданской службы, что будут вакантными, или включении работника в кадровые резервы.

Должна оцениваться такая документация:

Отзывы для мотивации Что готовятся руководством гражданских служащих – о исполнении обязательств за определенный временной промежуток
Данные о выполнении поручений и проектов документации Что содержится в годовом отчете о работе госслужащего
Образцы пояснительных записок На отзывы начальства

Гражданский служащий, что замещает руководящую должность или должность помощника/советника, не должен проходить аттестацию, если заключался служебный договор.

Если комиссия решит, что лицо не соответствует занимаемому месту, возможна переподготовка служащего или поднятие вопроса о прекращении трудовых отношений.

Остальные правила проведения аттестации такие же, которые используются при аттестации иных государственных служащих.

Проведение внеочередной аттестации гражданских служащих допускается, если комиссия пример решение:

  • сократить должности гражданской службы;
  • изменить условия оплаты работы гражданского служащего.

Если стороны достигли соглашения при составлении срочного договора, могут учитываться результаты годовых отчетов о профессиональной работе госслужащего и осуществляется проведение внеочередной аттестации.

Аттестационную комиссию создают согласно правовому акту госслужбы, опираясь на нормы части 9-12 ст. 48 Федерального закона № 79 от 27.07.2004.

Членами комиссии могут быть:

  • представители нанимателей;
  • уполномоченный ими гражданский служащий;
  • лицо, которое представляет федеральный государственный орган, что является управляющим, или госоргана субъектов России;
  • лица, что представляют научные или образовательные учреждения;
  • уполномоченные лица из других фирм, которые приглашаются государственной службой по запросам нанимателей – независимые эксперты.

Решение принимается членами комиссии без аттестуемого. О результате стоит уведомлять гражданского служащего, и вносят данные в аттестационный лист.

На таком документе подпись ставит председатель, его зам, секретарь и иные члены комиссии, которые присутствовали на заседании.

С подготовленным аттестационным листом человека знакомят под расписку. Секретарем составляется протокол, где также отражено решение и результат голосования.

Материал аттестации государственных гражданских служащих должны направляться представителям нанимателей в течение недели после того, как она будет проведена.

В течение 30 дней должен быть издан правовой акт или принято решение представителем нанимателя, что:

  • сотрудник должен быть включен в кадровые резервы для замещения вакантных должностей;
  • сотрудника направляют на профпереподготовку или повышение квалификации;
  • госслужащего понижают в должности.

Очередная аттестация государственных гражданских служащих должна проводиться раз в 3 года.

Что говорится в Положении?

В Положении о проведении аттестации говорится, что она необходима в качестве метода совершенствования работы государственной службы и ее аппарата, органов, что образованы согласно Конституции России по подбору, повышению квалификаций и расстановки госслужащих.

Положением установлены правила проведения аттестации, формирования комиссии, определено правила подготовки к процедуре.

Установлено также категорию госслужащих, что не должны проходить аттестацию, зафиксировано документация и срок ее подачи, сформулировано критерии оценивания работы сотрудника федерального государственного органа.

Такое Положение рамочное. Оно необходимо в качестве ориентира по вопросам развития и конкретизации механизмов аттестации относительно конкретных условий субъекта РФ.

Положение дополняют формы, необходимые документы (график проведения аттестации, аттестационные листы, отзыв руководства на госслужащего, протокол заседания комиссии, заявление о том, что лицо не согласно с данными).

Формирование приказа о проведении

Возможна подготовка нескольких приказов – об утверждении списка сотрудников, которые должны пройти аттестацию, о проведении процедуры, об анализе результатов проведенной аттестации.

В последнем случае утверждают мероприятия по проведению очередных аттестаций и улучшению работы с государственными служащими.

Приведем пример приказа о проведении процедуры (кстати, регламентированной формы такого документа нет).

Возникающие нюансы ↑

При подготовке к проведению аттестации стоит подготовить вопросы, на которые будут отвечать сотрудники государственной структуры.

Рассмотрим, какие они должны быть и какие особенности тестирования. Разберем также, какие риски такой процедуры, как аттестация государственного служащего и какие ее недостатки.

Это интересно:  Можно ли узнать задолженность по налогам через Госуслуги

Приблизительные тесты

При разработке вопросов для должностей стоит учесть, как они будут восприняты госслужащим, что аттестуется. Ведь часто такие сотрудники относятся к оценочному контролю, как к формальностям.

Для лиц, которые являются работниками одной категории, стоит использовать одинаковые вопросы.

При проведении аттестации каждый государственный служащий получает 3 анкеты:

Сначала изучают анкету. Затем рассматривается бланк самооценки и оценки. Качества распределяют по 3 группам:

По профессионализму и компетентности 1-5, 7, 9
По деловым качествам 6, 8, 10-12, 14-22
По личностным характеристикам 13, 23-29 (по бланку оценок)

Имеющиеся риски

Последствием риска может быть:

  • дезинформированность лица;
  • может нарушаться организационный процесс;
  • могут нарушаться коммуникации на каждом уровне;
  • разрабатывается неверная мотивационная стратегия и стимулирование работников;
  • могут использоваться несоответствующие методы обучения и развития сотрудников;
  • повышается конфликтность;
  • снижается дисциплина в компании;
  • работники демотивируются;
  • падает производительность и эффективности деятельности работников;
  • утрачивается квалификация;
  • перемещаются работники;
  • увеличивается текучесть;
  • возможно возникновение информационных рисков (может упасть репутация фирмы);
  • можно понести большие затраты при устранении одной из причин.

Каковы недостатки процесса

Хотя аттестация государственных служащих и регулируется законодательством, и является обязательной для каждого субъекта России, при ее проведении можно столкнуться с массой трудностей и противоречий.

Не стоит только ограничиваться анализом нормативной базы работы госслужбы. Стоит уяснить психологическую сущность и содержание аттестации.

Необходима оценка уровня развития профессиональных качеств госслужащих и их компетентность. Положением четко определено цели проведения аттестации. Но сокращено стимулирующую составляющую процедуры.

Теперь не будут решаться вопросы, присваивать ли квалификацию – классный чин. Такие вопросы рассматриваются ст. 49 ФЗ о государственной гражданской службе при проведении квалификационных экзаменов.

А это значит, что усложнился процесс продвижения по карьерной лестнице. Теперь будет проводиться не только аттестация, но еще и квалификационные экзамены.

Единственная стимулирующая составляющая, которая осталась (п. 2 ч. 15 ст. 48 ФЗ) – возможность включения в кадровые резервы для замещения вакантных должностей.

Изменилась и сама процедура аттестации. Теперь устанавливается требования включать в состав аттестационной комиссии независимых экспертов.

Их должно быть не меньше ¼ от общего количества членов комиссии. Раньше привлечение таких экспертов не являлось обязательным требованием. Если они и участвовали, то очень редко.

Недостаток для государственного служащего – в случае его неявки на аттестацию без уважительной причины возможна дисциплинарная ответственность.

Аттестацию в таких ситуациях переносят. Раньше никакие меры не принимались к аттестуемым нарушителям.

Аттестация стала узкоспециализированным явлением, цель которого – определить, соответствует ли лицо должности, которую занимает.

Из-за жесткого разделения аттестационной процедуры и квалификационных экзаменов затягивается и усложняется карьерный вопрос госслужащего.

Еще одна проблема – федеральные власти приняли законы, в которых прописаны особенности проведения аттестации.

Но вот во многих субъектах России нормативные акты, которые предусмотрят одни требования по квалификации, не приняты. По этой причине затрудняется проведение процедуры соответствующим государственным органом.

Необходимо уделить внимание совершенствованию нормативной документации, которая будет регулировать аттестацию госслужащих.

Очередная проблема – критерии оценивания профессиональных и личных качеств сотрудников не совершенны.

Также далеко не все государственные служащие относятся к аттестации со всей серьезностью. Формируется такое отношение из-за соответствующего восприятия аттестации самим руководством.

Иногда проводятся аттестации «для своих» — комиссией, членами которой являются госслужащие государственной службы, принимаются положительные решения, когда не проведено работу по рассмотрению деятельности сотрудников.

Именно по этой причине и принято решение привлекать сторонних экспертов. Процедура аттестации должна проводиться после того, как оценено труд госслужащего.

Является несовершенной и системы по подготовке, переподготовке, повышению квалификации работников государственного органа перед аттестацией.

Аттестация госслужащих – процесс, который позволяет выявить соответствия лица занимаемой должности, а значит, ее нельзя недооценивать, иначе возможно ухудшение квалификационного уровня персонала.

При проведении аттестации стоит руководствоваться правилами, прописанными в Положении.

Ведь законодательством четко регламентируются все этапы процедуры, которых должен придерживаться и сами работники, и руководство и аттестационная комиссия.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *