Как продать готовый бизнес?

Вот я вам все советую и советую: думайте над открытием стартапа, становитесь самостоятельными, начинайте зарабатывать больше, чем государственная минималка и т.д.

А потом я подумала, что наверняка среди моих читателей есть успешные бизнесмены, которые в силу тех или иных обстоятельств решили распрощаться со своим делом, но не знают, как продать бизнес, чтобы выручить за него максимальную сумму и не стать жертвой аферистов.

Ответы на эти вопросы давайте поищем вместе.

Продать свой бизнес? А может, есть другие варианты?


Продавать то, что тебе так дорого и что ты своими руками строил – невероятно тяжело.

Это то же самое, что возводить по камешку свой дом, продумывать каждую деталь интерьера, засаживать территорию цветами и фруктовыми деревьями, мечтать, как вам и вашей семье будет прекрасно житься в этом доме, а затем вдруг взять и одним махом перечеркнуть все.

Многие бизнесмены воспринимают бизнес, как собственное детище, расстаться с которым трудно.

И все же жизненные обстоятельства или экономические показатели заставляют задуматься о том, что делать с готовым бизнесом.

Будет интересно: Какой бизнес сейчас актуален?

Первое, что приходит на ум – продать и это наиболее правильное решение, потому что другие варианты однозначно менее выгодны:

  1. Закрыть.

    Если учесть, как долго и нудно приходится открывать в нашей стране собственное дело, сколько бумажек нужно собрать, сколько кабинетов обойти, то кажется абсолютно невероятным, что закрыть свой бизнес в разы сложнее.

    Куда уж сложнее спрашивается?!

  2. Передать управление в другие руки.

    Конечно, это идеальный вариант: вы нашли честнейшего и квалифицированнейшего человека, который управляет всем, а вы выступаете в роли серого кардинала и получаете свою часть прибыли.

    В реале же подобный план кажется маловероятным, потому что такие люди вряд ли в природе существуют.

Зачем вообще пытаться продать бизнес, который приносит прибыль?

«В бизнесе есть один план: никакого плана.»

Эрих Ремарк

Мне по старой бразильской традиции хотелось подкрепить теоретический материал реальной историей предпринимателя, который уже занимался продажей своего бизнеса.

Я позвонила своему знакомому бизнесмену с просьбой рассказать о собственном опыте или посоветовать мне кого-то из своих знакомых, кто занимался продажей готового бизнеса.

Мой знакомый страшно удивился: «А зачем вообще пытаться продать бизнес, который ты так долго строил и который не стал убыточным? Я не понимаю».

Короче, не будет в этот раз истории из жизни.

Зато будет перечень причин, которые заставляют предпринимателей думать над тем, как продать готовый бизнес.

Все причины, по которым тот или иной предприниматель решается продать свой бизнес, можно сгруппировать следующим образом:

  1. Экономические.

    Например, бизнес не приносит желаемой прибыли, не способен справиться с высоким уровнем конкуренции, поэтому теряет клиентов, не может получить достаточно оборотных средств, чтобы вкладывать их в развитие и т.д.

  2. Организационные.

    У вас нет команды, с которой можно строить успешный бизнес, нет высококлассный специалистов, которым по плечу решение любых задач, вы не можете организовать работу наиболее эффективно и прочее.

  3. Коммерческие.

    К примеру, не удается найти хорошие рынки сбыта или модернизировать свое производство, или сформировать достаточную клиентскую базу, или найти выгодных поставщиков и т.д.

  4. Психологические.

    Вы вообще совершили ошибку, когда начали заниматься бизнесом, потому что у вас недостаточно личных качеств для этого дела, вы не можете существовать в условиях жесткой конкуренции и экономического кризиса, вы запустили другой стартап, которые отнимает все ваше время и силы.

Как продать свой бизнес: этапы


Если бы вы решили продавать дом, что бы вы сначала сделали?

Думаю, немножко бы подкрасили и подремонтировали его, помыли окна, привели в порядок приусадебную территорию, в общем, сделали бы все, чтобы представить свой товар в максимально выгодном свете перед покупателем.

С готовым бизнесом нужно сделать то же самое: сначала нужно привести в порядок все дела, насколько это возможно, а затем лишь приступать к продаже.

Если вы решите продать проблемный бизнес, с долгами и разрушенной инфраструктурой, то вряд ли сможете выручить за него много денег.

Читайте также: Как купить готовый прибыльный бизнес?

Продажа готового бизнеса состоит из трех этапов:

  1. Подготовка.

    На этом этапе нужно заняться следующим:

    • получить аудиторское заключение;
    • пересмотреть все имеющиеся у вас договора, чтобы не оставить новым владельцам неприятных сюрпризов;
    • попытаться повысить стоимость своего бизнеса, например, продлив срок об аренде помещения, где сегодня располагается ваша компания;
    • подготовить пакет бухгалтерских документов, которые наверняка захочет просмотреть потенциальный владелец;
    • получить справку из банка, что у вас нет задолженности или же указать сумму этой самой задолженности.
  2. Маркетинговый план.

    Бизнесмены – люди деловые, ценящие свое время и уважающие тех, кто ценит их время.

    Может новый владелец и не захочет лично заниматься покупкой вашего бизнеса, а доверит это дело своему юристу или бухгалтеру, но маркетинговый план нужно подготовить в любом случае.

    Он будет включать в себя:

    • описание товаров, которые вы производите или услуг, которые предоставляете;
    • обзор вашей клиентской базы;
    • указание прямых конкурентов;
    • очерчивание рынка;
    • описание бизнесовой политики и т.д.
  3. Непосредственно продажа.

Актуальная статья: Бизнес в кризис

Продать готовый бизнес и не прогадать с ценой




Формирование цены – один из важнейших моментов в продаже готового бизнеса.

Если вы оцените его слишком дешево, останетесь в убытке, если пожадничаете – распугаете всех потенциальных покупателей.

Не стоит действовать наобум, оценивая себя не опираясь на конкретные цифры, нужно думать как бизнесмен.

Если вы думаете, как продать свой бизнес, и находитесь на этапе формирования цены, то учитывайте несколько факторов сразу:

  • насколько большим спросом пользуются производимые вами товары или предлагаемые вами услуги;
  • насколько широка ваша клиентская база;
  • какую месячную прибыль приносит бизнес;
  • насколько высоки риски при получении доходов;
  • стоимость инфраструктурных объектов, которыми владеет ваша компания;
  • является бизнес прибыльным или убыточным предприятием;
  • сколько денег вам пришлось вложить на начальном этапе, чтобы построить готовый стартап и т.д.

Какими факторами еще стоит руководствоваться при оценке

стоимости готового бизнеса для его выгодной продажи,

смотрите в видео:

Как продать бизнес: переговоры и договор


Закончился подготовительный период, вы грамотно сформировали цену, рассмотрели различные предложения и вот на горизонте появился действительно стоящий клиент.

Купить готовый бизнес – это не за жвачкой в магазин зайти.

Без переговоров не получится совершить сделку.

Во время переговоров вы должны занять конкретную позицию: вы продаете компанию в великолепном состоянии, которая будет приносить своему новому владельцу хорошую прибыль.

Свои слова нужно подкрепить соответствующими документами.

Обязательно приготовьте ответ на вопрос: «Почему вы решили продать свое дело?».

Важно, чтобы ответ на него не снизил стоимость компании и не убил интерес покупателя.

Что касается договора, то его составление следует доверить профессиональному юристу, который пропишет все права и обязанности продавца и покупателя и который поможет избежать обмана нечестного на руку предпринимателя.

Не экономьте на юристе, иначе рискуете потерять гораздо больше.

Как продать бизнес, чтобы не жалеть потом?

Взвесить все за и против, продумать детали и с полной ответственностью подойти к делу!

Это интересно:  Какие вопросы задавать соискателю на собеседовании

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.