Индексация зарплаты в коммерческих организациях – что нужно знать?

У работников есть право добиваться повышения оплаты труда по ст. 134 ТК РФ

В начале года юристам стало поступать большое количество вопросов от работников коммерческих организаций, которые интересовались, будет ли в 2019 году индексация зарплаты, как это происходит в бюджетных учреждениях. Индексация действительно будет, но не у всех. Сейчас объясним.

Дело в том, что законодатель в Трудовом кодексе постарался учесть интересы как работников, так и работодателей, однако в условиях рыночной экономики эти интересы редко совпадают. Государству приходится прикладывать массу усилий, чтобы найти необходимый компромисс. К примеру статья 133 ТК РФ о соответствии МРОТ прожиточному минимуму до 2018 год не исполнялась на федеральном уровне. Пришлось принимать отдельный федеральный закон, чтобы исправить ситуацию и защитить интересы работников. Аналогичные проблемы связаны с исполнением статьи 134 ТК РФ об обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы. Расскажем подробнее, будет ли индексация заработной платы в 2019 году в коммерческих организациях.

Как должна индексироваться зарплата по закону?

Прежде всего, в Трудовом кодексе нет термина «индексация», в статье 134 ТК РФ речь идет об обеспечении повышения заработка и его соответствии реальному уровню цен в стране. Индексация заработной платы (то есть увеличение заработной платы на уровень инфляции) – это лишь один из способов такого обеспечения, как указано в п.10 Обзора судебной практике Верховного Суда РФ №4, утвержденного 15.11.2017г. Другие способы: выплата премии, повышение оклада.

То есть, любое периодическое повышение уровня заработка является, по мнению ВС РФ, исполнением ст. 134 ТК РФ. Конкретные решения судов подтверждают это обобщение, есть такие решения, в которых суд принимает во внимание в качестве исполнения ст. 134 ТК РФ любой факт повышения размера зарплаты с момента начала трудовых отношений.

В статье 134 ТК РФ закреплена императивная норма для исполнения, в ней четко указано, что работодатель именно обязан (а не вправе или может) обеспечить повышение реального уровня заработной платы. А вот каким образом достигается это повышение, конкретно не указано.

В статье есть ссылка на законодательные акты, которые должны регулировать повышение заработка в бюджетных учреждениях, и локальные нормативные акты (далее – ЛНА), исполняющие ту же функцию для коммерческих организаций. То есть, и в государственных учреждениях и в ООО зарплата должна повышаться с ростом инфляции, однако порядок повышения устанавливается для бюджетных организаций на федеральном уровне, для коммерческих – в ЛНА (в том числе, в трудовом договоре). Причем принятие таких ЛНА является обязанностью работодателя по тексту статьи и в соответствии с судебной практикой и разъяснениями Минтруда (письмо от 19.04.2010г. №1073-6-1).

Это интересно:  Продажа ООО: пошаговая инструкция

Коэффициент индексации зарплаты в 2019 году – последние новости

В письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2018 г. № 14-1/ООГ-10305 «Об индексации зарплаты» специалисты ведомства еще раз напомнили, что под ростом потребительских цен, которые необходимо учитывать, индексируя зарплаты, подразумевается инфляция. Уровень инфляции по итогам 2018 года – 4,3% (по данным Росстата). Именно на такой процент вырастет зарплата бюджетников в 2019 году.

При этом в Трудовом кодексе установлена обязанность индексации, но не способы ее исполнения. То есть информация Роструда носит рекомендательный характер для частных работодателей. Индексация зарплаты в коммерческих организациях в 2019 году проводится в соответствии с их локальными нормативными актами, которые могут в качестве ориентира для роста заработной платы содержать и другие показатели.

У работодателя появляется возможность сформулировать в ЛНА любые способы: плавающие варианты индексации, фрагментарной постепенной индексации с учетом финансового положения предприятия без учета официальных цифр инфляции. Сам порядок повышения законом никоим образом не определен, поэтому у работодателя появляется определенная свобода творчества, в том числе и в плане обхода данной обязанности. При этом у многих работодателей вообще нет ЛНА, предусматривающего ежегодное повышение заработка сотрудников.

Как добиться индексации?

Работники часто подают иски сразу в суд с требования проведения индексации, а суд отказывает в удовлетворении требований. Обычно обоснованием отказа является отсутствие ЛНА, после чего спор заканчивается. Однако отсутствие ЛНА можно обжаловать в государственные трудовые инспекции. Практика в этих вопросах на стороне работников, работодателей привлекают к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ с наложением штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей. Некоторые суды при подаче соответствующего иска обязывают работодателей принять подобный ЛНА.

Кстати, при подаче жалобы в трудовую инспекцию документ нужно подписать, но можно попросить инспектора не разглашать личные данные работника. После принятия ЛНА уже можно формировать иски о проведении индексации. При этом необходимо учесть все обстоятельства, в том числе, финансовое положение работодателя, суды всегда его учитывают.

Вывод

В России не у всех работников частных организация будет индексация зарплаты в 2019 году. Постановления Правительства РФ или федерального закона, обязывающего работодателей на конкретный процент раз в год индексировать зарплату, не существует. Конкретный механизм индексации в ТК РФ прописан только для бюджетных учреждений. При этом бороться за повышения зарплаты вполне реально. Для этого необходимо добиться принятия в организации соответствующего ЛНА, а после его исполнения. Это долгий путь, пройти который может только организованный коллектив работников. Будет гораздо проще, если их интересы будет представлять профсоюз и нанятые им профессиональные юристы.

Какова судьба законопроекта об установлении минимального значения индексации зарплаты?

Проект федерального закона № 858149-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части предоставления субъектам Российской Федерации права устанавливать минимальный размер индексации заработной платы) был внесен в Государственную думу РФ 10 августа 2015 года. В соответствии с документом, предполагалось установить минимальный размер индексации заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий, величины прожиточного минимума и роста потребительских цен на товары и услуги. Предполагалось, что коэффициент индексации не может быть ниже минимального размера индекса потребительских цен в регионе.

Законопроект был отклонен Государственной думой 21 января 2016 года и с тех пор не рассматривался. С его текстом можно ознакомиться здесь.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.