Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ о гражданах, не состоящих на воинском учете

6 февраля 2019 года Президентом Российской Федерации в Кремле был подписан Федеральный закон №8 ФЗ, принятый Государственной думой 22 января и одобренный Советом Федерации в конце января 2019 года. Новый Федеральный закон о гражданах, не состоящих на воинском учете, вступает в силу с 17 февраля 2019 года и вносит очередные поправки в действующее законодательство, в частности в 53 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

Изменения касаются трех статей действующего закона и носят характер дополнений новыми абзацами и замены принципиально значимых словообразований. В целом коррективы продиктованы необходимостью борьбы с уклонистами, использующими уязвимости несовершенства требований к руководителям предприятий и иным работодателям по своевременному информированию военкоматов о наличии в штате организации лиц призывного возраста, не стоящих на воинском учете.

Направление сведений

Первое изменение касается 1–го пункта четвертой статьи 53 ФЗ. Она регламентирует обязанности работодателя по взаимному сотрудничеству с военными комиссариатами административного округа. Ранее статья состояла из трех абзацев, требующих от руководителей структурных организаций:

  1. Своевременно сообщать сотрудникам, входящим в штат предприятия, о поступивших вызовах или повестках для прибытия в военкомат.
  2. В случае поступления вызовов (повесток) в обязательном порядке предоставлять штатным сотрудникам время для посещения военкоматов по месту прописки без отрыва от производства.
  3. По требованию военкоматов в течение двух недель сообщать необходимые данные для уточнения документации воинского учета, касающиеся сотрудников организации, состоящих либо не состоящих, но подлежащих учету.

В новой редакции закона прибавились два дополнительных абзаца:

  1. В случае самостоятельного выявления сотрудников, не предоставивших информацию о себе в учетные списки военкоматов, но в соответствии с требованиями действующего законодательства обязанных это сделать, руководители учреждений и их структурных подразделений обязаны в течение 14 рабочих дней (слово «по запросу» исключено) уведомлять о данном факте военкомат по месту приписки.
  2. При выявлении в списочном составе предприятия сотрудников, подлежащих обязательной постановке на учет как военнообязанных, но уклоняющихся от постановки или не состоящих в связи с объективными причинами, руководители структурных подразделений в дополнение к предоставлению возможности посетить местный военкомат самостоятельно вручают подобным сотрудникам направление.

 

Постановка на воинский учет

В 53 Федеральном законе порядок постановки на воинский учет регламентирован восьмой статьей, состоящей из тридцати двух абзацев. В новой редакции закона статья дополнена двумя абзацами, устраняющими основную уязвимость в уклонении от постановки на воинский учет путем проживания и трудоустройства в регионах, отличных от места прописки:

  1. Первый пункт восьмой статьи дополнен абзацем, содержащим информацию об обязанности всех лиц вставать на воинский учет по месту фактического пребывания или проживания вне зависимости от наличия/отсутствия прописки (регистрации). Одновременно дополненная статья обязывает военные комиссариаты принимать к регистрации лиц без прописки: «Отсутствие жилищной прописки по месту фактического пребывания резидента не является достаточной причиной для отказа в принятии к учету в военном комиссариате».
  2. Третий абзац восьмой статьи в новой редакции закона обязывает военные комиссариаты принимать к учету лиц призывной категории по их фактическому местонахождению без учета наличия/отсутствия регистрации. С 17 февраля 2019 года воинский учет таких граждан реализуется по адресным данным, указываемым самим человеком в качестве своего фактического местонахождения (проживания или прохождения обучения). Учету подлежат, в том числе, и лица, находящиеся в регионе на временной основе без регистрации, но более трех месяцев.
  3. Девятнадцатый абзац 1-го пункта 8-й статьи изменен в части, касающейся прав администрации сельских поселений и органов местного самоуправления городских округов по всестороннему обеспечению и содействию постановке на учет в военкоматах, корректировке документации учета граждан при их переездах, смене места жительства или учебы. Ранее абзац предусматривал аналогичные действия только в отношении административных границ муниципальных образований.
  4. В пункте 4-м восьмой статьи новой редакцией закона уточнен перечень обязательных сведений в документах первичного воинского учета. В частности раздел данных о месте пребывания заменен сведениями о фактическом (в том числе и не подтвержденным регистрационными данными) месте нахождения.
  5. Седьмой абзац, определяющий указание в первичных документах воинского учета места работы гражданина, дополнен необходимостью отражения места его учебы (при прохождении обучения очной формы).
Это интересно:  Как устанавливается испытательный срок при приеме на работу: правила и нормы

Обязанности граждан

Изменения коснулись и личной ответственности лиц призывного возраста по самостоятельной (безнадзорной) приписке к военкомату в регионе текущего пребывания. Так, из 10-й статьи 53-го Федерального закона исключены правила регистрации военнообязанных лиц по месту проживания. Они заменены обязанностью гражданина самостоятельно вставать на учет в военкомате в том месте, где он в конкретный момент времени находится и планирует находиться сроком более девяноста суток, вне зависимости от цели пребывания и наличия регистрации в соответствии со вторым пунктом 8-й статьи вновь принятого закона.

В пятом абзаце в обязанности резидентов РФ вменено в течение двух недель в письменном виде уведомлять сотрудников военкомата обо всех изменениях, касающихся теперь и учебы гражданина (ранее только места трудоустройства, занимаемой должности, текущего образования и семейного положения). Пункт о необходимости сообщения в военный комиссариат сведений о фактах смены места жительства в пределах границ муниципального образования исключен.

Ответственность должностных лиц

За непредставление достоверных сведений или несвоевременное их предоставление, отсутствие гражданина в месте и дату, обозначенную в повестке, или неприбытие в военкомат для регистрации в военно-учетных документах, предусмотрена ответственность в соответствии с положениями действующего законодательства. В частности, согласно ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрен штраф для руководителя или иного ответственного лица в размере от 300 р. до 1000 р.

Исключения составляют уважительные случаи или определенные в перечне, как признанные уважительными комиссионно. Законодательно к уважительным причинам относятся:

  • временная или полная утрата трудоспособности, явившаяся следствием получения тяжелой травмы или увечья;
  • заболевание или тяжелое состояние гражданина или его ближайших родственников, определенных Уставом Вооруженных сил Российской Федерации;
  • участие в траурных мероприятиях – похоронах лиц, являющихся по отношению к призывнику ближайшими родственниками;
  • мероприятия, явившиеся следствием воздействия обстоятельств непреодолимой силы, – стихийные бедствия, эпидемии, и т.д.;
  • иные условия, комиссионно признанные уважительными и имеющими под собой документально обоснованное подтверждение.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.