Что такое промежуточная отчетность в 2019 году

Бухгалтерская отчетность различается годовая и промежуточная. С годовой все вполне понятно, что формируется таковая за год. А что подразумевается под отчетностью промежуточной в 2019 году?

В последней редакции закона «О бухучете» не имеется отдельного упоминания промежуточной бухгалтерской отчетности. По этой причине многие считают, что готовить ее не обязательно.

К тому же налоговые службы не истребуют таковой в неукоснительном порядке. Тем не менее экспертами рекомендуется не игнорировать промежуточную отчетность.

Это обеспечит более правильный учет и предотвратит многие ошибки. Что же в 2019 году представляет собой промежуточная отчетность?

Основные моменты ↑

Бухгалтерская отчетность основывается на документации первичного учета. Важным требованием при составлении является соблюдение установленных норм. Учет должен вестись беспрерывно, точно и своевременно.

Все сведения надлежит указывать достоверно и не двусмысленно. При этом указываемые сведения за разные отчетные периоды должны быть легко сравнимы и сопоставимы.

Абсолютно недопустимо указание недостоверных или искаженных сведений. Классифицируется бухотчетность по степени обобщения, целевому предназначению и периодичности создания.

Так по периодичности готовится отчетность за год либо за определенный промежуток времени. Годовая отчетность формируется по итогам отчетного периода с начала января по конец декабря одного года.

Ее необходимо своевременно предоставлять в налоговый орган. Бухгалтерская промежуточная отчетность, иначе именуемая внутригодовой, готовится по итогам месяца либо квартала.

В большинстве случаев она необходима для отображения текущей ситуации для руководящего состава.

Потому решение о содержании отчетности и необходимости предоставления таковой сторонним специалистам остается всецело за руководящим органом.

Необходимые термины

Бухгалтерской отчетностью называется совокупность документов, отражающих все аспекты хозяйствования организации за определенное время.

Это своеобразная завершающая стадия, дающая полное отражение экономической ситуации для конкретного субъекта.

Промежуточной именуется бухотчетность, составляемая по окончании отчетного периода меньше одного года. Составной перечень промежуточной отчетности мало чем отличается от содержания отчетности годовой.

Единственное отличие в том, что в промежуточных отчетах отображаются только сведения за определенный отчетный период. Ее цель заключается в отображении прибылей и убытков на конец отчетного периода.

Каково ее назначение

Главным назначением любой бухотчетности является не только исполнение действующих законодательных норм. Она позволяет руководству организации увидеть абсолютную картину положения бизнеса.

Это помогает в принятии важных решений, планировании будущей деятельности, разработке стратегических планов, определению рентабельности производства и прочее.

Контролирующим органам бухгалтерская отчетность предоставляет всестороннюю оценку результативности деятельности экономического субъекта. При этом становится очевидно, насколько соблюдены требования закона.

Необходима отчетность и в случае подготовки экспертного заключения либо проведения экономического анализа. В таком случае именно отчеты становятся базой для вынесения решения.

Законные основания

Основные требования к оформлению бухгалтерской документации и все сопутствующие данному процессу нюансы определены ФЗ «О бухгалтерском учете». Почти ежегодно в этот закон вносятся дополнения и коррективы.

В настоящее время действующим признается ФЗ №402 от 6.12.2011. Немаловажное значение имеют и требования Положений, которые приняты Минфином РФ.

Бухотчетность, как годовая, так и промежуточная, формируется с учетом основных требований, определяемых нормативами всех четырех регулирующих уровней бухучета.

Важнейшими документами при этом являются:

ФЗ №129 «О бухгалтерском учете» ред. ФЗ №402
Положения по ведению бухучета – ПБУ 1/08 и ПБУ 4/99 Учетная политика организации» и (Бухгалтерская отчетность организации)
Приказ Минфина РФ №67н «О формах бухотчетности организаций»
План счетов бухучета финансовой и хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению оного Ратифицированные Приказом Минфина РФ №94н (ред. Приказ Минфина РФ №38н, №115н)

Некоторые нюансы прописаны в дополнительных нормах, регламентирующих порядок создания бухотчетности и утвержденных Минфином РФ.

Особенности формирования отчета данного вида ↑

Единых сроков по подготовке промежуточной отчетности не существует. Для каждой организации даты подготовки отчетности отличны.

Это интересно:  Порядок оформления акта выездной налоговой проверки в 2019 году

Руководствоваться здесь необходимо:

  • наличием/отсутствием нормативной обязанности по созданию промежуточной отчетности;
  • нормативно-правовыми актами Минфина;
  • учредительной документацией и решениями собственников компаний.

В ч.4 ст.15 ФЗ №402 сказано, что отчетный интервал для промежуточной отчетности равен временному отрезку с первого января по последнюю дату отчетного периода, за какой готовится отчетность.

Промежуточные отчеты организация должна формировать не позднее, чем в течение тридцати дней по окончании отчетного периода (ПБУ 4/99).

Ч.4 ст.13 ФЗ №402 гласит, что готовить промежуточную отчетность требуется в случаях, когда это устанавливается:

  • законодательством РФ;
  • нормативами по госрегулированию бухучета;
  • учредительными документами либо договорами субъекта;
  • решениями учредительных собраний.

Относительно предоставления бухотчетности следует руководствоваться такими положениями как:

  • ч.1 ст.18 ФЗ №402 от 6.12.2011;
  • пп.5 п.1 ст.23 НК РФ;
  • Приказ Росстата №185 от 12.08.2008.

Согласно данным нормативам подавать промежуточную отчетность в органы налоговой службы и государственной статистики не нужно.

Что включается в состав

Чаще всего состав промежуточной отчетности определяется непосредственно организацией.

На практике в состав промежуточной отчетности коммерческих организаций включаются:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах.

Соответственно ч.3 ст.14 ФЗ №402 состав промежуточной отчетности должен определяться федеральными стандартами. Исключение предусмотрено только для Банка России и госучреждений.

По ст.21 ФЗ №402 федеральные стандарты обязательны к применению, если сами они не предусматривают иного.

Правом на разработку стандарта обладает любой субъект по негосударственному регулированию бухучета. К таковым причисляются:

  • ассоциации и союзы по развитию бухучета;
  • саморегулируемые организации.

Утверждать стандарт вправе лишь Банк России либо Минфин РФ. Стандарты, учрежденные ФЗ №402, на данное время еще не утверждены.

Следовательно, применяются требования к бухучету, утвержденные до первого января 2013 года. Значит, промежуточной отчетностью казенного учреждения является бухгалтерский баланс и отчет о прибылях/убытках.

Это же назначено и п.49 ПБУ 4/99, ратифицированного Приказом Минфина РФ №43н от 6.07.1999.

Аудиторской проверки для промежуточной отчетности не предусматривается. Также нет необходимости в составлении пояснительной записки.

По сути, промежуточная финансовая отчетность это внутренний документ, распространяемый между участниками организации.

Если рассматривать промежуточную отчетность с точки зрения международных стандартов, то внимание стоит уделить МСФО 34.

Здесь сказано, что промежуточная отчетность организации состоит из сокращенных форм, применяемых в годовой отчетности. Но вместе с тем не воспрещено составлять промежуточную отчетность в полном объеме.

Как должна быть сформирована

Особенность промежуточной бухгалтерской отчетности за первый отчетный квартал в том, что требуется анализ правильности учета предыдущего периода.

Именно в первом квартале можно выправить ошибки годового баланса или нарушения ведения бухучета.

Но при этом нужно помнить о невозможности видоизменения учетной политики за прошедший год, даже когда она явилась причиной нарушений. Исправления вносятся в квартальную отчетность.

Из основных нюансов формирования промежуточной отчетности выделить можно следующие:

Отчетность составляется с нарастающими итогами От начала отчетного года
Активы признаются и оцениваются аналогично стандартам отчетности годовой Соответственно по прибытии/убытии отображаются нематериальные активы и основные средства
Проводить имущественную инвентаризацию на промежуточную дату не требуется Переоценка основных средств нужна лишь при подготовке отчетности за год
Обязательства Отображаются аналогично годовым отчетам
Для промежуточной отчетности используется учетная политика Такая же, как и для отчетности годового типа, кроме видоизменений, внесенных после отчетной годовой даты
Оценивается промежуточная отчетность на основе периода За который она подготовлена
Промежуточная отчетность не должна влиять На содержательность и оценивание годовой отчетности

С бухгалтерской точки зрения промежуточная отчетность это более суженый вариант отчетности годовой, которая ограничивается всего двумя формами.

В соответствии с МСФО частота составления промежуточной отчетности не должна сказываться на оценке результатов отчетности за год.

Обязательно ли составление промежуточной консолидированной?

Целью создания консолидированной отчетности является определение характера воздействия на материальное положение организации инвестиций в дочерние и зависимые компании, операций с этими юрлицами и проводимых с ними сделок.

Наличие консолидированной отчетности позволяет оценить результативность экономических взаимосвязей внутри группы.

Основой для создания сводной отчетности становится отчетность всех организаций, входящих в состав группы. При этом формирование такой отчетности является непосредственной обязанностью материнской организации.

Это интересно:  Обзор Постановления Правительства РФ №491 (с последними изменениями 2018 года) о коммунальных услугах

Согласно ПБУ 4/99 консолидированная отчетность образовывается из консолидированных бухгалтерских отчетных форм, применяемых для обычной годовой отчетности.

Организации с дочерними и зависимыми компаниями в составе не обязаны готовить промежуточную отчетность, за исключением отдельных субъектов, для которых это прямо предопределено законом.

Но если промежуточная отчетность составляется внутренними организациями, то необходимо сформировать и консолидированную отчетность. Прежде всего, консолидированная промежуточная отчетность необходима самой организации.

Наличие только годовой отчетности не позволяет своевременно реагировать на изменения в итогах деятельности и финансового положения консолидированной группы.

Именно этот недостаток и восполняет консолидированная промежуточная отчетность. Она помогает выявить самые значительные изменения, произошедшие в продолжение отчетного года.

Договор на проведение проверки

Обязательного аудита промежуточной отчетности не предусматривается. Но и прямого запрета на аудиторскую проверку законом не предполагается.

Организация может самостоятельно решить провести аудит отчетности, заключив договор с независимым аудитором.

Договор на проведение аудита это официальный документ, который регламентирует отношения аудитора и непосредственного заказчика.

Он мало чем разнится от ординарных договоров, применяемых в сфере предпринимательства.

Единственной значимой особенностью выказывается негласный учет заинтересованностей третьей стороны, то есть потребителей отчетности.

На начальном этапе составления договора подготовка требует от аудитора ознакомиться с деятельностью организации, определить суть процесса, сроки, стоимость и необходимость привлечения сторонних специалистов.

Заключается договор согласно нормам гл.28 ГК РФ. При этом договор бывает разовым либо долгосрочным.

Заключенным договор считается, если стороны пришли к договоренности по всем основным вопросам. При заключении договора на проведение аудита важно учитывать некоторые нюансы.

Так зачастую организации при заключении договора на аудит включают в него добавочные услуги. Например, таковой может быть подготовка отчетности по МСФО на основе итоговых сведений российского бухучета.

Аудитор, составивший отчетность МСФО, не вправе впоследствии выдать для таковой аудиторское заключение. Это нарушает пп.6 п.1 ст.12 «Закона об аудиторской деятельности».

В этом законе сказано, что если аудитор оказывает услуги по подготовке отчетности, то в течение трех лет он не вправе проводить аудит отчетности для данного субъекта.

Как это пояснительная информация отчетности банков

Пояснительная записка являет собой самостоятельный документ бухотчетности согласно п.5 ПБУ 4/99. Но при этом ей уделяется совсем немного внимания, хотя именно от нее зависит мнение непосредственных пользователей.

В основном пояснительная записка прилагается к годовой отчетности. Однако если требуется дополнительно раскрыть информацию можно подготовить пояснение и для отчетности промежуточной.

П.49 ПБУ 4/99 гласит, что пояснение к промежуточным отчетам готовится по решению учредителей либо на основании законодательных норм.

Ст.13 п.2 ФЗ №129 от 21.11.1996 определяет перечень лиц, которые должны формировать пояснительную записку в непременном порядке.

К таковым относятся и банки, подлежащие обязательному аудиту. Если при проведении аудита пояснительная записка отсутствует, то отчетность считается неполной.

Унифицированной формы для данного документа не существует. Однако следует соблюдать основные требования, изложенные в ст.13 п.4 «Закона о бухучете».

Документ должен содержать существенную информацию об организации, финансовом ее состоянии, сопоставимости данных за отчетный период, методиках оценки и существенных статьях бухотчетности.

Банковские организации обязаны ежеквартально и ежегодно подавать консолидированную отчетность в Банк России в соответствии с Положением ЦБ РФ №191 от 30.07.2002.

При этом в состав годовой отчетности включается пояснительная записка, в которой раскрыты такие сведения как:

Перечень основных банковских операций Влияющих на изменение итогов деятельности
Краткий обзор произошедших существенных изменений Которые оказали влияние на стабильность банка, его стратегию, политику и дальнейшее развитие
Перечень изменений Внесенных в учетную политику
Краткие итоги инвентаризации Балансовых статей и задолженностей по дебиту/кредиту
События после отчетной даты Повлиявшие на финансовое положение банка

В целом можно сказать, что промежуточная бухгалтерская отчетность практически, то же самое, что и отчетность годовая. Единственное отличие в ее периодичности.

Другое дело, что не все субъекты экономической деятельности должны готовить промежуточную отчетность в обязательном порядке.

А между тем такой вид отчетности помогает своевременно выявить и устранить существенные недостатки в бизнес-процессе.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *