Что такое краудфандинг

В современных рыночных условиях начинающие предприниматели и представители творческих профессий (писатели, музыканты и прочие) часто сталкиваются с проблемой нехватки денежных средств для запуска нового проекта. Один из способов ее решения – это краудфандинг. Что скрывается под модным словом иностранного происхождения, подробно разъяснено в этой статье.

Понятие и примеры

Краудфандинг – это публичный сбор денежных и иных ресурсов для обеспечения авторского проекта – коммерческого или некоммерческого. Авторов кампаний, собирающих средства, называют реципиентами, а поддерживающих их своими финансами – донорами или донатерами. Наиболее популярным и эффективным способом краудфандинга является создание интернет-кампаний и привлечение финансирования онлайн – как при помощи соцсетей или собственных ресурсов, так и на специальных площадках.

Чаще всего краудфандинговые кампании ведутся в рамках следующих тематик:

  • медицинская;
  • благотворительная;
  • творческая;
  • коммерческая;
  • политическая.

Отдельно стоит упомянуть финансирование стартапов и инвестирование в бизнес-проекты. Во многих случаях этот вариант предполагает дальнейшее получение прибыли и называется также краудинвестингом.

Начиная кампанию, автор должен обосновать собираемую сумму и при желании назначить награды для донатеров, чей вклад в нее выше определенного размера. По ходу сборов создатель краудфандинговой кампании отчитывается перед жертвователями о том, сколько пришло и потрачено, предоставляя соответствующие документы и другие доказательства.

Общемировой объем средств, задействованных в отрасли, исчисляется миллиардами долларов США в год. Вот несколько примеров краудфандинговых проектов:

  1. Президентская кампания Барака Обамы, финансируемая посредством краудфандинга, собрала около 270 млн USD.
  2. Знаменитый писатель Стивен Кинг, выложив на условиях добровольной оплаты (1$) первую главу своей новой книги, собрал более 2 млн USD.
  3. Российский фэнтези-мюзикл «Последнее испытание» собрал свыше 3 млн рублей на одной из краудфандинговых площадок.

Основные виды

Существует много видов коллективного финансирования, и их количество продолжает расти. К распространенным относятся:

  • Основанный на вознаграждении. Самый популярный вид, с которым часто ассоциируется само понятие краудфандинга. Его суть в том, что донатеры, финансирующие проект, получают за его поддержку определенные бонусы, зависящие от суммы пожертвования. Например, музыкальная группа за небольшое вложение средств в запись нового альбома может предоставить этот альбом в цифровом виде, за более существенное – выслать почтой диск с автографом, а за крупное – пригласить донатера на совместный ужин, вручить абонемент на концерты или подарить один из музыкальных инструментов.
  • Основанный на кредитовании. При таком способе краудфандинга реципиент получает денежные средства не безвозмездно, а в долг. Проценты обычно значительно ниже банковских, а для снижения собственных рисков инвесторы вкладываются понемногу в разные проекты.
Это интересно:  Какое нужно оборудование для производства подсолнечного масла?

Важно: Иногда под видом краудфандинговых проектов, основанных на кредитовании, скрываются финансовые пирамиды.

  • Основанный на безвозмездном дарении. Используется для оплаты лечения или операций, а также для социально значимых и полезных проектов, таких как утилизация мусора, разработка экологически чистых источников энергии, поддержка уязвимых групп населения, помощь животным.
  • Основанный на партнерстве. В обмен на предоставляемые деньги инвестор или бизнес-ангел получает долю в бизнесе. Во многих странах этот вид краудфандинга регулируется государством.

 

Где все происходит

Вариант с ведением краудфандинговых кампаний с помощью социальных сетей или собственных сайтов подходит не для всех реципиентов, а только для тех, у кого уже имеется достаточная аудитория. Поэтому появились специальные площадки – краудфандинговые платформы. Такие сервисы предоставляют удобный функционал и постоянную аудиторию. Также они помогают рекламировать проекты, например, при помощи ежемесячных топов, рекомендаций, email-рассылок среди подписчиков. К известным площадкам можно отнести Kickstarter, Indiegogo, RocketHub и другие.

Подобные платформы удобны и для донатеров – они могут выбирать проекты по разным параметрам, отфильтровывая их по тематике, объему привлеченных средств, стадии и другим показателям.

Среди пользователей площадок есть такие типы:

  1. Авторы, размещающие проекты и ведущие их продвижение, чтобы собрать необходимый объем средств.
  2. Донатеры, перечисляющие деньги выбранным проектам, чтобы помочь автору и/или получить вознаграждение.
  3. Кураторы, помогающие продвижению проекта, привлекающие дополнительных донатеров и увеличивающие потенциальный охват.

После оформления кампании и прохождения модерации к проекту прикрепляется консультант из числа сотрудников площадки для оказания помощи автору. Стоит учитывать, что размещаемые проекты должны соответствовать законам страны и внутренним правилам площадки. Например, некоторые ресурсы разрешают сбор средств только на определенную тематику.

Правила площадок различаются не только этим. Например, Kickstarter производит возврат средств донатерам в случае провала кампании и взимает комиссию в размере 5%. Отдельные платформы разрешают автору не возвращать спонсорам деньги даже в случае, если цель сбора не была достигнута, но комиссия сайта при этом возрастает. Даже если автор использует для краудфандинговой кампании одну из подобных площадок, для успешного ее завершения необходимо по максимуму привлекать все доступные ресурсы, включая рекламу, как платную, так и условно-бесплатную, и продвижение проекта в социальных сетях.

Как обстоят дела у нас

Направление развивается в России довольно медленно, значительно уступая по объему средств США и европейским странам. Среди основных причин можно назвать низкий уровень зарплат, ограничивающий возможности донатеров, и недостаточную популярность как самого направления, так и платформ. Большинство проектов на них посвящены творчеству или искусству, а другие тематики представлены слабо.

Это интересно:  Производство пеллет как бизнес

Не стоит забывать и о менталитете – многие россияне с недоверием относятся к интернет-проектам, а исключением является только молодое поколение.

Среди российских площадок краудфандинга можно отметить следующие:

  • Boomstarter — один из самых известных отечественных ресурсов для размещения краудфандинговых проектов. Основан в 2012 году Евгением Гаврилиным и Русланом Тугушевым. Площадка ориентирована на проекты с вознаграждением для донатеров. Возможность размещения кампаний, наградой за участие в которых являются доля в бизнесе или дивиденды, отсутствует. Для размещения проекта нужно пройти несложную регистрацию, оформить его при помощи встроенного конструктора и указать варианты вознаграждения. Запустить кампанию можно только после одобрения модераторами.

Бумстартер считается русскоязычным аналогом Кикстартера. Помимо краудфандинга, сайт специализируется на краудгифтинге – можно выбрать подарок для себя или других людей и попросить спонсоров о внесении денег на его покупку. Стоит отметить, что в случае успешного сбора средств площадка берет комиссию, а если кампания прошла неудачно – деньги возвращаются инвесторам.

  • Planeta — также очень известная российская платформа краудфандинга. Планета часто используется музыкальными группами и другими творческими проектами. На сервисе запрещен сбор средств для ведения политической деятельности и на коммерческие программы. Ресурс взимает комиссию в размере 5% при полном сборе средств и 10% — если средства были собраны на 50-99%. Преимуществом для авторов является тот факт, что площадка дает возможность один раз продлить срок сбора средств.
  • Kroogi — самая старая из популярных в Рунете площадок, основанная в 2007 году. Специализируется на краудфандинге в творческой сфере. Например, на ней продаются по свободной цене (покупатель может заплатить сумму на свое усмотрение) книги, видео и музыкальные альбомы. Есть и раздел для традиционного краудфандинга, в котором привлекают финансирование для реализации творческих проектов.

Несмотря на неторопливое развитие, у краудфандинга в России есть перспективы, причем не только для проектов, связанных с искусством. Дать толчок для роста отрасли может приход в нее крупных игроков или значимый информационный повод, который повысит информированность и доверие населения.

Мастер-класс от PR-директор платформы Planeta.ru:

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.