Что такое этика бизнеса

Бизнес существовал во все времена. Даже когда поселянин менял топор на кувшин, это уже был бизнес. И уже тогда у него была своя этика. Естественно, к XXI веку она претерпела некоторые изменения.

Основные понятия и правила

Сегодня профессиональная этика включает в себя общечеловеческие ценности и уважение к правам человека, строгое соблюдение трудового законодательства и соблюдение духа и буквы законов страны, где ведется деятельность. В XXI веке бизнес этика это свод понятий и правил, которые позволяют деловому человеку:

  • наладить взаимоотношения внутри своего коллектива, корпоративная этика;
  • организовать продуктивное сотрудничество с представителями других организаций;
  • получить хорошую репутацию у клиентов.

В целом они основываются на уважении к законам и моральным нормам общества, где проводится деятельность.

Что включает в себя этика бизнеса

Конкуренция тоже должна вестись в рамках определенных норм и правил, основное из которых гласит «поступай с другим так, как хочешь, чтобы он поступал с тобой». Не все средства хороши в достижении целей, черный пиар и грязные технологии приносят больше вреда самому заказчику.

Сегодня этика бизнеса включает в себя следующие аспекты:

  • внутрикорпоративные и межкорпоративные отношения;
  • правила работы с клиентами;
  • профессиональная этика отдельных групп;
  • взаимоотношения руководителя и подчиненного.

У каждого из этих направлений есть свои неписанные, а кое-где и оформленные в документах и законах правила.

Внутрикорпоративная этика

Внутрикорпоративная этика устанавливается правилами и нормами каждой корпорацией в отдельности, на основании принятых в отрасли традиций. Этим занимается HR отдел в соответствии с требованиями руководства.

Основные правила корпоративного управления можно сформулировать так:

  • защита прав каждого сотрудника организации вне зависимости от должности;
  • у каждого работника компании равные права;
  • доступность информации о деятельности предприятия в рамках служебных полномочий.

Соблюдение этических правил в бизнес–среде сказываются на деловой репутации.

Особенностью российского бизнес-климата является стихийность возникновения норм поведения. Нормы, существовавшие в СССР, перестали работать с развалом страны. В зависимости от компетенции руководства были уставлены те или иные правила. В последнее время западные технологии применяются и на российских предприятиях. Получилось так, что этика бизнеса это расхождение преодолела, в конечном итоге единые стандарты находят все большее применение.

Межкорпоративные отношения

На переговорах, в общении с партнерами из других организаций, применяются межкорпоративные правила, в соответствие с которыми недопустимо оказывать манипулятивное воздействие. Дело в том, что манипуляции, как и прочие методы обмана, обладают кратковременным эффектом. И даже если они помогут заключить выгодный контракт сегодня, завтра это приведет к финансовым потерям. К тому же, когда работа ведется в узком рыночном сегменте, то информацию о невыгодности сделки для партнера скрыть не удастся.

Это интересно:  Упаковка франшизы под ключ : пример упаковки бизнеса во франшизу

Отношения с клиентами

В XXI веке технологии продаж XX века перестают работать. Покупатель больше не верит словам «лучшее», «пожизненная гарантия» и прочим громким звукам. Да, в них нет прямого обмана, в конце договора мелким шрифтом всегда пишется, что «лучшее среди трех маленьких производителей».

Сейчас покупатель владеет всей полнотой информации, водить его в заблуждении не только сложно, но и опасно. Судебные издержки могут превысить возможную прибыть, а подчитать, что будет стоить потеря репутации, зачатую невозможно.

Правила этичного общения с клиентом:

  1. Будьте приветливы, но не льстите. Человек и так понимает, что вы хотите продать ему товар или услугу, не стоит ставить его выше себя.
  2. Не давите на клиента. Диалог должен вестись с позиций равенства и партнерства.
  3. Выполняйте обещания и сроки их реализации.
  4. Не допускайте конфликтных ситуаций.
  5. Следите за собой, своей речью и одеждой. Неопрятный продавец – это неуважение к покупателю.
  6. Соблюдение простых правил повысит успешность работника и положительно скажутся на его доходах.
  7. И на моральном состоянии тоже, довольный покупатель показывает, что человек делает на своем рабочем месте нужное дело.

Деловая репутация

В каждой профессии есть свои этические нормы, нарушение которых может повлечь далеко идущие последствия.

Соблюдение этических правил в бизнес–среде сказываются на деловой репутации. Компания с репутацией получает ряд конкурентных преимуществ, это:

  • дополнительное психологическое преимущество перед конкурентами, повышенную ценность ее продукции;
  • при равных условиях потребитель предпочтет ее товар или услугу;
  • высококвалифицированные работники с большим желанием выберут ее как место работы;
  • улучшение работы с дистрибьюторами, поставщиками и клиентами.

Не всегда в бизнесе каждый пункт деятельности можно заранее прописать. В таких случаях оперативное решение вопроса во многом зависит от репутации фирмы.

В российском законодательстве деловой репутации посвящена 152 статья гражданского кодекса. Это нематериальный актив, который со временем может приносить прибыль, например, путем продажи прав на франчайзинг.

В международном праве есть понятие «гудвилл». Это превышение рыночной стоимости фирмы над стоимостью всех ее активов.

Социальные и несоциальные стандарты

Этические отношения можно разделить на социальные и несоциальные. К социальным относится отношение к объектам общества, таким как отдельным гражданам, организациям, общественным группам и государственным правилам.

К несоциальным можно отнести природоохранные и эстетические нормативы. Например, разрушения памятника культуры для строительства нового здания – это неэтичное поведение, объектом которого стал несоциальный объект.

Четко разделить эти нормы сложно, разрушение памятника причинит ущерб отдельным группам, но юридически действие направлено на несоциальную сферу отношений организации.

Это интересно:  Должностная инструкция водителя грузового автомобиля

Этика лидерства

Принимая те или иные решения, руководитель в первую очередь опирается на субъективное восприятие ситуации. Существующие стандарты поведения и этика лидерства в бизнесе помогут избежать ошибок, которые в определенных ситуациях способы быть фатальными. Обиженный работник уйдет к конкурентам, страх сказать начальнику о критическом положении не позволит вовремя принять меры.

Существующие стандарты поведения в бизнесе помогут избежать ошибок, которые в определенных ситуациях способы быть фатальными и навредить вашему бизнесу.

В русском фольклоре есть поговорка «прав не тот, кто не прав, а тот, у кого прав меньше». В данном случае это полностью противоречит этическим правилам. Чтобы не взорвать бизнес изнутри, руководитель должен придерживаться следующих правил:

  • распоряжение рабочей силы не дает право распоряжаться личностью;
  • этичное руководство строится не на власти, а на авторитете;
  • между руководителем и подчиненным не должно быть барьеров;
  • начальник должен верить, что сотрудники заинтересованы выполнять поставленную задачу наилучшим образом.

Этичный руководитель обладает большим авторитетом в коллективе, что повышает эффективность всего бизнеса. Квалифицированный работник не задержится в фирме, где его усилия оцениваются исключительно материально, психологический климат невозможен без этичного отношения руководителя.

Международные особенности предпринимательства

Основой, на которой строится этика бизнеса на международном уровне, является знание законов и этических норм партнеров. Она строится на следующих принципах:

  • уважение к принятым в стране правилам ведения бизнеса;
  • знание международного законодательства;
  • владение информацией о правовой основе предпринимательства в других странах.

Доскональное знание о другой стране невозможно, и бизнесмены терпимо относятся к ошибкам иностранцев. Однако владение информацией может быть неплохим козырем, и неплохо помнить, что во всех странах незнание закона не освобождает от ответственности.

Профессиональная этика

Клятва Гиппократа, адвокатская тайна, военная присяга – эти и другие нормы иллюстрируют профессиональную этику. Не только врачи, юристы и солдаты в своей деятельности выполняют работу, от которой зависит жизнь и судьба людей. Обманутый продавцом покупатель поссорится с женой и будет разрушена семья, нарушивший правила дорожного движения водитель покалечит пешехода. В каждой профессии есть свои этические нормы, нарушение которых может повлечь далеко идущие последствия.

Заключение

В целом все нормы можно свести к одному правилу – не обмани, сделай все, что от тебя зависит, чтобы профессионально выполнить свою работу. Не обмани доверия покупателя, если ты продавец, не превысь меру своей власти, если ты руководитель. Инженер, знай свою работу, и тогда построенный по твоим расчетам мост будет служить внукам и правнукам.

Поделитесь в соц.сетях:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.