Прием товара является ответственной процедурой, которая требует внимания от тех сотрудников, которые принимают продукцию, ведь нужно не только принять, но и зарегистрировать поставку, проконтролировать качество товаров. Если будет выявлено несоответствие с тем, что указано в документах, составляет акт о недостаче товара при приёмке. Давайте разберем его более подробно.
Содержание:
Какие термины полезно знать – краткий ликбез
Сегодня любые вопросы, которые связаны с составлением актов такого вида, описываются в законодательных нормах. Именно потому важно помнить, что для трактовки подобных документов важно владеть соответствующей терминологией, что не только позволит составить юридически правильный документ, но и минимизировать число ошибок.
К наиболее важным терминам стоит отнести такие понятие, как товар, услуги, акт недостачи и акт приема-передачи. Давайте более подробно изучим, что именно скрывается под каждым из этих терминов.
Термин | Описание |
---|---|
Товар | Под ним подразумевает имущество на продажу или произведенное для определенных целей. |
Услуга | Подразумевает под собой действие, работу, которая должна обязательно быть оплачена. |
Акт прием-передачи | В такой документ включается много пунктов. Его главная задача – реализация разнообразных задач, в том числе отчетных. Также данный акт часто спасает при спорных ситуациях. |
Акт недостачи | Оформляется в случае выявления недостачи определенного количества товара. |
Акт о недостаче товара при приёмке – что это и когда используется?
Такой акт является официальным документом, где фиксируется несоответствие товаров при доставке с их полным описанием, количеством. Сравнивают с данными, которые записаны в накладных. Подобный документ используется для выполнения таких функций, как:
- Статистическая. Она позволит показать и определить уровень организации в компании, работу администрации и иных сотрудников компании. В случае если на предприятии действуют строгие правила работы, то все процессы будут под контролем, а значит, недостачи будут минимальными.
- Отражает сумму убытков, которую понесла фирма и которую нужно компенсировать, чтобы поддерживать баланс предприятия. Кроме того, такие акты применяют при составлении отчетности.
Такой документ составляют не только при приемке либо отправке продукции – его также используют в случае проведения инвентаризации. При этом нужно помнить про допустимые нормы недостачи, которые списывают на естественные расходы компании – если они не превышены, недостачу просто списывают. А вот если есть превышение, недостачу перекладывают на виновных лиц (те, кто ответственен за сохранность продукции, учет товаров и т.д.). Если товар пострадал в результате каких-либо стихийных бедствий, необходимо также оформить специальный акт. После составления документа и его визирования у руководителя акт пересылается в страховую компанию, если есть возможность получить выплату.
Но если недостачу обнаружили при приеме товара от поставщиков, то акт нужно составить и передать ему для объяснения причины и компенсации деньгами или продукцией. В любом случае, его нужно составить максимально правильно, учитывая действующее законодательства и нормы ТК РФ.
Это позволит защитить интересы компании, особенно если речь будет идти о разбирательстве суде.
Что следует включить в акт?
При заполнении документу помните, что в нем обязательно должны быть следующие графы:
- Дата составления акта и место.
- Участники комиссии, которые зафиксировали недостачу.
- Проверяемый товар.
- Данные о перевозчике.
- Информация о транспортном средстве, наличие либо отсутствие пломб на контейнерах.
- Условия хранения.
- Описание недостачи – количество товара, его наименование.
- Стоимость, включая налог на добавленную стоимость.
Документ должны заверить все лица, которые принимали товар и обнаружили недостачу – минимум три человека (для ИП – один).
После составления акт его передают в бухгалтерию или лицу, исполняющему обязанности главбуха. Специалист должен провести сверку, заверить акт о недостаче и направить его генеральному директору фирмы. Внизу обязательно должна присутствовать круглая печать, но так, чтобы не «закрывать» подписи.
Если руководство соберется взыскивать сумму убытков с виновных лиц, нужно написать данный документ и подать его после заверения акта в течение 30 дней.
Также сам акт (его копию) любым способом отправляют поставщику товара – заказным письмом, по электронной почте. А оригинал передается в бухгалтерию, где его подшивают и отправляют на хранение. Такие документы хранятся в компании в течение трех лет.
Как отразить недостачу товара в бухгалтерии?
Давайте подробнее рассмотрим, должна правильно отражаться недостача товара у покупателя и продавца.
Покупатель
Если покупатель товара обнаружил недостачу, то такой учет трудностей не повлечет. Сумму претензии, выставленной за недостачу, нудно отразить на счету 76/2 «Расчеты по претензиям» по дебету (на нем отражают до урегулирования претензии между покупателем и продавцом) и на счету 60 по кредиту «Расчеты с поставщиками». Принимают к учете то количество товара, которые было поставлено фактически.
Скачать образец выписки из штатного расписания
В случае если разницу установят после принятия продукции на учет, то данные придется изменять.
Продавец
Если недостачу обнаружили при приемке товара, то все очень просто – нужно просто сделать запись о стоимости по факту поставленных товаров. Но как быть, если эта проблема была обнаружена уже после этого? Давайте рассмотрим на примерах.
Пример 1
Недопоставку выявили в конце отчетного периода, но до конца календарно года. В таком случае нужно отсортировать излишне начисленные суммы прибыли, налогов, себестоимости продаж.
В нашем материале мы рассмотрим, что делать при выявлении недостачи при инвентаризации.
Тут вы узнаете, что делать при незаконном использовании вашего фирменного знака.
Чтобы составить акт об отсутствии на рабочем месте, изучите нашу статью.
Пример 2
Проблемы обнаружили в следующем отчетном году, при этом отчетность за предыдущий год уже составлена и были утверждена и сдана в проверяющие органы.
В таком случае сумму завышенных доходов компании от реализации продукции нужно изменить через отражение это суммы через прочие расходы, а себестоимость – через доходы. Изменения нужно вносить и отразить датой начала претензии. Если есть существенные ошибки, то тут существует иной способ исправления.
Важно обратить внимание, что поставщик продукции не использует счет 76/2 для отражения недопоставки. Задолженности до момента признания претензии отражаются по счету 62 «Расчеты с покупателями».
Поделитесь в соц.сетях: